Рождение библиотеки
В наше время стало уже традицией нарекать каждый наступивший год в соответствие с восточным календарем названием какого-либо животного: год петуха, лошади, собаки, обезьяны, свиньи. Существует однако и другая традиция: называть тот или иной год в память о каком-либо его наиболее ярком событии. Правда, эта вторая традиция, как правило, предполагает, что новое имя год приобретает уже задним числом, иногда спустя даже продолжительное время после своего окончания. Особенно хорошо знают об этом историки, архивисты, культурологи — те, кому чаше других приходится отыскивать ориентиры в напластованиях исторических дат.
Так, исследователи прошлого донского края довольно часто называют некоторые минувшие годы условными именами-терминами. Есть среди них и такая историческая метка, как «год библиотеки». Она относится к 1859-му. Именно тогда в Новочеркасске была открыта первая на донской земле публичная библиотека. Учредившее ее Общество донских торговых казаков оборудовало помещение со шкафами и мебелью и приобрело около пятисот томов «разных новейших сочинений».
Сохранился примечательный документ, повествующий об этом начинании. Это — «Представление коммерческого суда наказному атаману об открытии первой публичной библиотеки в Новочеркасске», датированное 10 апреля 1859 года. Вот его текст: «В Войсковом коммерческом суде слушали рапорт доверенных общества донских торговых казаков от 30 числа прошлого марта за №112, в коем написано: члены торгового общества неоднократно изъявляли желание иметь общественную библиотеку. Посему они доверенные, желая исполнить сие полученное пожелание своих сочленов, приобрели на общественные суммы 483 тома разных новейших сочинений, значащихся по прилагаемому при том каталогу, для которых устроено в одной из комнат общественного дома помещение со шкафами и мебелью для посетителей и читателей. В надежде, что дозволено будет открыть библиотеку на пользу всей городской публики они, доверенные, составили проект правил и, представляя оные в коммерческий суд, просят исходатайствовать у вашего высокопревосходительства как утверждения сих правил, так и открытия самой библиотеки.
Определили: представленный при настоящем рапорте доверенных проект учреждения библиотеки как предмет общеполезный и тем более достойный внимания, что усердием и иждивением торгового сословия открывается в Новочеркасске первая публичная библиотека, представить на благоусмотрение вашего высокопревосходительства… Председатель генерал-майор Марков».
Все необходимые формальности были соблюдены. В Новочеркасске появилась общеполезная, публичная библиотека.
Начинание, как видим, оказалось весьма скромным, но памятным; его запомнили на Лону не по масштабу первого шага, а по тем долговременным последствиям, которые оно имело для культурного развития степного края. С него началось широкое приобщение донского читателя к несметным богатствам книжного мира, к радостям регулярного общения с книгой.
Судьба первой библиотеки складывалась весьма непросто. Из-за отсутствия финансирования наладить ее работу на сколь-нибудь длительный срок не удалось. В результате небольшое книжное собрание долгое время оставалось без движения, а затем постепенно рассеялось по войсковым учреждениям и учебным заведениям. С приходом в 1868 году в атаманский дворец генерала М.И. Черткова вопрос о возрождении новочеркасской публичной библиотеки, созданной при атамане М.Л. Хомутове, стал в повестку дня. Настойчивым инициатором и деятельным организатором реализации этой идеи стала супруга Черткова — Ольга Ивановна. Действовала она весьма энергично, постоянно сотрудничая со специальным комитетом, курировавшим возрождение библиотеки в донской столице. Газета «Лонские войсковые ведомости» свидетельствовала: «Всевозможные сборы сосредоточились в руках супруги Войскового Наказного атамана Ольги Ивановны Чертковой, коей принадлежит как сама мысль начинания дела, так и приведение его в исполнение. По доведении сборов до суммы в 5328 руб. 57 коп. она была передана для приведения задуманного дела в исполнение Комитету особо учрежденному для сей цели под председательством директора училищ С.С. Робуша».
К концу 1869 года Комитет приобрел литературу и мебель для библиотеки. Из Петербурга выписали 1300 томов книг 737-ми названий. Были приобретены также обширные комплекты журналов «Отечественные записки», «Русский вестник», «Современник» (всего около 700 томов). Все это книжно-журнальное собрание было размешено в восьми огромных шкафах. Занимавшийся обустройством библиотеки комитет арендовал для нее здание в самом центре Новочеркасска. «Лонские войсковые ведомости» сообщали: «Лля помещения библиотеки приобретен на 5 лет дом близ памятника „Атаман Платов“, за сравнительно дешевую иену — 500 руб. в год. Дом этот по причине центрального своего положения на самой людной улице — Платовском проспекте давал до сих пор хозяину гораздо больший доход. Мебель библиотечная по своему удобству, нынешнему состоянию и применимости ее к задаче своего назначения — одна из лучших».
Открытие возрожденной библиотеки состоялось 7 января 1870 года и было названо в газетах новогодним подарком горожанам. Торжественная церемония началась в 11 часов 30 минут речью председателя Комитета С.С. Робуша перед действительными членами библиотеки и собравшейся публикой. Председатель огласил «отчет о том, как составился библиотечный капитал, как сформировалась библиотека в настоящем виде». В отчете подчеркивалось, что сумма, потребовавшаяся для создания библиотеки, сложилась из различных пожертвований, из денег, вырученных при проведении лотереи-эллегри, при организации специального базара, за счет любительских спектаклей. Самым крупным пожертвованием стал взнос в размере 1000 рублей серебром от Лонского торгового общества.
Затем был отслужен благодарственный молебен с участием хора войсковых певчих. В газетах отмечалось, что их изящное пение усилило духовное торжество церемонии.
При библиотеке была открыта также читальня, за вход в которую взималась плата 5 копеек с человека. Постоянные читатели библиотеки согласно ее устава оплачивали свои абонементы диффиринцированно. Все они подразделялись на действительных членов, вносивших плату десять рублей в год, полугодовых и месячных подписчиков, плативших за пользование литературой из расчета один рубль в месяц.
Читальня в отличие от основного фонда библиотеки была открыта ежедневно. Это обстоятельство послужило дополнительным аргументом для сторонников совершенствования библиотечного устава. Среди них был известный донской общественный деятель М.Н. Краснов, который высказал в печати такое суждение: «Для большей доступности и для удобства читателей следовало бы допускать желаюших в библиотеку ежедневно с утра до позднего вечера… Она для многих заменила бы места других сходов и развлечений с большею выгодою для ума, для нравственности и для кармана… Библиотека может сделаться одним из популярных учреждений, что, между прочим, послужит умножению пожертвований в ее пользу, к наибольшей выгоде общества».
И действительно, библиотека быстро стала одним из популярных учреждений города. Каталог ее фондов, опубликованный в 1870 году, весьма скоро устарел: читатели регулярно получали книжные новинки. Приток новых поступлений особенно возрос, начиная с 1876 года, когда в Новочеркасске бьио создано Общество распространителей полезных книг, основавшее, кстати, книжные склады не только в донской столице, но и по всей области. Библиотека приобрела достаточно высокий престиж в обществе: многие важные персоны и почетные гости Новочеркасска считали своим долгом посетить ее. Была заведена даже специальная Бархатная книга, в которую заносились их имена (она, увы, не сохранилась).
Благородная миссия просветительства, которой посвятили себя создатели первой на Лону библиотеки, была с честью продолжена их преемниками. С 1920 года библиотека стала располагаться в красивейшем здании Новочеркасска — бывшем Офицерском собрании. С тех пор это уникальное архитектурное сооружение, напоминающее сказочный дворец, получило право именоваться дворцом мудрости.