Каждый клик по рекламе поддерживает проект «Казачий Стан»

Новочеркасская Жорж Санд

Мужской литературный псевдоним «Жорж Санд» знаком читателям во всем мире, а имя носившей его талантливой французской писательницы Авроры Дюдеван известно не столь широко. Это вполне объяснимо: исклю­чительная популярность книг писательницы сделала популярным и ее псевдоним.

В истории мировой литературы случаи с использованием мужского псевдонима для маскировки женского имени довольно редки и тем инте­реснее, что один из них связан с «биографией» дореволюционного Новочеркасска. Около двухсот книг, подписанных псевдонимом «Ал. Алтаев», вышли из-под пера Маргариты Владимировны Ямшиковой, считавшей Новочеркасск своим родным городом. Правда, родилась она в Киеве в 1872 году, но в неполные три года была привезена родителями в донскую столицу и помнила себя с самых ранних лет ее жительницей. Отец будущей писательницы — известный театральный деятель Владимир Дмит­риевич Рокотов, отпрыск знаменитого живописца Федора Рокотова, имел в Новочеркасске дом, который посещали передовые представители донской интеллигенции (впрочем, читатель уже знаком с деятельностью Владимира Дмитриевича по предыдущему очерку).

В кругу местных актеров, художников, музыкантов Маргарита впервые приобщилась к наиболее значительным для своего времени достижениям отечественной и мировой культуры. Здесь, в этом доме, выкристал­лизовались ее жизненные идеалы, однозначно определившие неиссякаемый интерес к самым ярким личностям, самобытным натурам, необыкновенным судьбам, о которых писательница сумела впоследствии многое поведать читателям. Большое влияние на формирование художественных вкусов и литературных пристрастий Маргариты оказала ее учеба в Новочеркасской женской гимназии, которую она завершила в 1885 году.

Однако главным воспитателем будущей знаменитой писательницы стал бесконечно любимый ею Новочеркасск. Сколько проникновенных, пре­красных слов объяснения в любви донскому городу можно встретить в ее сочинениях! Этот «чистенький, залитый солнцем город», обернутый «сума­сшедшим новочеркасским ветром» снился Маргарите Ямщиковой всю жизнь и был скрупулезно, детально выписан в ее мемуарах уже тогда, когда писательнице было далеко за восемьдесят. А ведь покинула она степной город вместе с родителями почти сразу после окончания гимназии. Новочеркасск дал будущей писательнице не только первое знакомство с жизнью, но и с отечественной историей, которой было буквально пропитано все разноликое бытие донской казачьей столицы. Стоит ли удивляться тому, что Ямщикова стала исторической писательницей?!

Ее историческая проза не похожа ни на какую другую: в ней сделан акцент на осмысление того, как зарождались, получали мощный жизненный заряд характеры многих из тех, кого мы привычно называем великими. Небывалый успех принесли ей около 50-ти жизнеописаний замечательных людей. Среди персонажей ее сочинений, получивших в литературоведении название «беллитризованных биографий»: К.П. Брюллов. М.Ю. Лермонтов, М.С. Щепкин, патриарх Никон, М. Сервантес, Ян Гус, Дж. Бруно, Л. Гари­бальди. Исключительную популярность заслужила повесть писательницы «Под знаменем «Башмака», посвященная описанию крестьянской войны XVIвека в Германии. Немало сил было отдано Ямщиковой развитию детской литературы. Ее сочинения часто появлялись на страницах журналов для самых маленьких читателей — «Родник», «Всходы», «Мурзилка».

Писательница прожила яркую, наполненную бурными событиями жизнь. Оказавшись волею судеб свидетельницей кровавых событий 9 января 1905 года, она составила их подробную хронику и передала ее в зарубежные издания. В начале первой русской революции Ямщикову видели на баррикадах Васильевского острова Петербурга. Около года она прятала на своей квартире сподвижника лейтенанта Шмидта матроса Фесенко. В ее доме готовились подпольные антиправительственные издания. Однако революционеркой она конечно же не стала, зато проявила сполна мужские черты своего характера, окунувшись в водоворот шекспировских страстей и треволнений.

Многое довелось повидать на своем веку Маргарите Владимировне, но память о годах, прожитых в Новочеркасске, интерес ко всему, что связано с этим городом были для нее поистине бесценными. Лаже длительная переписка Ямщиковой с великой русской актрисой Верой Федоровной Комиссаржевской, дебютировавшей на новочеркасской сиене, постоянно подпитывалась воспоминаниями о степном городе.

Маргарита Владимировна любила подчеркивать, что начало ее литера­турной деятельности было связано с учебой в новочеркасской гимназии, когда она стала сочинять детские рассказы и сказки. Спустя некоторое время она отважилась показать свои литературные опыты известному поэту и прозаику Якову Полонскому, который одобрил их. Из «Рассказа вдовы», написанного Полонским, Маргарита Владимировна позаимствовала имя одного из его персонажей — Александра Алтаева и избрала его своим псевдонимом. В течении семи десятилетий этот псевдоним служил для нее своеобразным напоминанием о начале ее литературной деятельности.

Скончалась Маргарита Владимировна в феврале 1959 года в Москве в возрасте 86 лет.

Сохранился пространный автограф писательницы, который заключают такие слова: «Желаю милому Новочеркасску процветать. С ним у меня была чудесная незабываемая встреча — жизнь!». Это пожелание подписано привычно: «Ал. Алтаев». Словом, даже в личном общении Маргарита Владимировна была привержена вымышленному имени, как некогда и сама Жорж Санд.

0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ваш клик по рекламе, помогает развитию сайта «Казачий Стан»