Каждый клик по рекламе поддерживает проект «Казачий Стан»

Операция "Ы"

В истории новочеркасского драматического театра запечатлено немало свидетельств того, что в дореволюционные годы он долгое время был не просто центром культурной жизни города, но и средоточием помыслов, интересов, устремлений значительной части жителей тогдашней донской столицы. В него приходили конечно же за театральными впечатлениями. Однако притягивало туда не только это. Стремление пообщаться со знако­мыми, узнать городские новости, обсудить что-то наболевшее собирало под его крышей представителей разных сословий, людей различного достатка и положения в обществе. Словом, демократичность самого существования театра, его общедоступность позволили ему стать в городе тем особым местом, куда стремился попасть всякий, кто считал себя новочеркашем.

Известная писательница М.В. Ямщикова вспоминала: «Новочеркасск… У него была своя жизнь, и едва ли не главным её центром был театр. Это С виду длинное здание было приманкой для всего населения, начиная от наказного атамана и кончая мелкими чиновниками, лавочниками, мастеровыми. И вряд ЛИ Iто время в провинции можно было встретить другое место, где бы театр играл такую важную роль в жизни населения, принимавшего самое горячее участие в театральных делах».

Это «горячее участие» было характерно для многих периодов существования театра, а не только для 70-80 годов прошлого столетия, о которых вспоминала писательница. Вот один показательный эпизод, убе­дительно подтверждающий это. В сезоне 1857-1858 годов, когда на новочеркасской сцене впервые стала играть постоянная труппа, была поставлена комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Перед самым началом одного из спектаклей выяснилось, что нужно срочно найти актера на роль уездного лекаря Христиана Ивановича Гибнера (её исполнитель на спектакль не явился). Времени на поиски замены было в обрез. Тогда возглавлявший труппу А.А. Марков-Марковский, помятуя об исключительных симпатиях горожан к театру, решил найти такового среди них. Выбежав на улицу, он уговорил первого попавшегося пожилого лакея принять участие в спектакле. Благо, учить роль или знакомиться с текстом пьесы ему не требовалось. Христиан Иванович должен был по ходу действия произнести всего лишь одну… букву или, точнее, издать один звук. Правда, это нужно было про­делать в двух местах спектакля, разделённьк диалогом персонажей. У Гоголя на этот счёт в тексте пьесы содержатся такие ремарки: «Христиан Иванович издаег звук, отчасти похожий на букву «и» и несколько на «е»… Христиан Иванович издаёт тот же звук».

Марков-Марковский, упрощая задачу, попросил бестолкового лакея произнести что-то вроде буквы «ы». Лакей пообещал. Однако во время спектакля он настолько оробел, что вовсе не издал ни единого звука. Можно себе представить, как суфлёр, надрываясь, кричал ему: «Ы… ы… ы». Лакей словно окаменел.

Об этом случае театральный рецензент писал:«… взяли лакея с улицы, посадили на сиену, надели ему очки, и он замешал Христиана Ивановича. Комедия в комедии! К нему обращаются, а он, вытаращив глаза, смотрит истуканом: и ни звука, ни движения!».

Курьёз получил огласку. Многие из числа пожилых театральных завсе­гдатаев долго сожалели о том, что к ним не обратились с предложением сыграть Христиана Ивановича: уж букву «ы» они, дескать, произнести бы сумели. Надо думать, что и почти любой горожанин согласился бы под­держать в трудную минуту своих любимцев-актёров. И кто знает: не пов­торяли ли про себя зрители, отправляясь в следующий раз смотреть «Ревизора», заветную букву «ы»? На всякий случай.

0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ваш клик по рекламе, помогает развитию сайта «Казачий Стан»