Казаки от казаков ведутся (Часть 3)
Земляной пай казакам выделялся по количеству мужских душ в семье. Именно поэтому в казачьих семьях так радовались рождению сына. На семью приходилось от 30 до 50 десятин (1 десятина = 1,09 га) удобной земли. Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ.
Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой. Объяснение было примерно следующим: «Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание… Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта».
Обычай носить серьги у казаков связан с военной стороной жизни. Этот обычай у людей несведущих вызывал недоумение и улыбки. Но не все казаки имели право носить серьги. Так, серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду, а если у казака было по серьге в левом и в правом ухе — это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и в боях таких (по возможности) берегли. Конечно же, серьги не освобождали казаков от опасностей и никакой гарантии не давали. Казаки с серьгами наряду со всеми несли тяготы походов и сражались плечом к плечу с остальными, но остальные, по неписаным правилам, старались их сберечь и как могли подстраховывали.
Серьги у казаков-мужчин имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами сам атаман.
Студентов и юнкеров даже старики звали по имениотчеству. До сих пор существует пословица: «Казачки — не простачки — веселые ребята!». Но кроме этого, каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.
С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками, «ходили в ночное». И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат ежедневно учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. С пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну.
С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно присутствовали смышленые казачата.
Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача — слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчиков бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собой, а после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение…
Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, а на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: «Я там был!»
PS. Современным мальчикам нет нужды запоминать все, что происходит вокруг — уровень развития техники позволяет «запомнить» и записать на электронные носители все значимые события.
Но необходимо знать дедов своих и прадедов, интересоваться своей собственной родословной, которая, я уверен, не уступает истории казаков...