Каждый клик по рекламе поддерживает проект «Казачий Стан»

Сокровища Тихого Дона

Во второй половине ноября 1899 года в новочеркасских газетах стало регулярно помешаться объявление следующего содержания: «Торговый дом Бр. Н. и Н. Черновы в Новочеркасске, угол Платовского проспекта, собс­твенный дом, доводит до сведения гг. покупателей, что в ноябрьскую поездку в Москву по случаю куплена партия разнообразных мануфактурных товаров, которые назначаются с 20 ноября по 5 декабря 1899 г. в продажу с большой скидкой».

После этого по городу стали циркулировать разговоры о поразительно большой скидке у Черновых и о том, что нужно обязательно сходить на угол Платовского проспекта.

В понедельник 22 ноября торговый дом братьев Черновых по-преж­нему притягивал к себе внимание новочеркасцев, но в городских разговорах не менее активно упоминался и другой угол Платовского проспекта:

— Вы слыхали: музей, наконец, открыли?!

— Где же?

— Как, где? На углу Платовского и Атаманской, в том самом здании, которое так долго достроить не могли.

И действительно, церемония открытия Донского музея состоялась 22 ноября 1899 года в кругу избранной публики, приглашенной на нее. Вслед за молебном заведующий музеем Харитон Иванович Попов сделал доклад о тернистом, длительном, тридцатилетнем пути его создания. Затем честь выступить на церемонии была предоставлена известному донскому общественному деятелю и журналисту С.Ф. Номикосову.

Газета «Донская речь» сообщала: «Г. Номикосов обратил внимание присутствовавших на то, что историческое прошлое Дона полно геройских подвигов… В открытии музея нужно видеть проявление этого геройства; оно сопряжено было с трудами, работой и в дальнейшем потребуется такое же геройство; этому учреждению предстоит борьба, борьба света с тьмою, знания с невежеством».

А затем войсковой наказной атаман К.К. Максимович объявил музей открытым. Однако на этом церемония не закончилась. Ее венчал торжест­венный акт оглашения письма генералиссимуса А.В. Суворова светлейшему князю Г.А. Потемкину. Этот документ был передан музею есаулом И.П. Колпиковым, к которому попал от отставного полковника М.А. Сербинова, нашедшего его в бумагах своего отца.

По предложению председателя комиссии по устройству Донского музея И.М. Добрынина церемония завершилась тем, что каждый из присутст­вовавших занес свою фамилию в особую книгу, предназначенную для посетителей. Затем состоялось первое знакомство с экспозицией музея.

Для широкой публики Донской музей был открыт через пять дней, в воскресенье 28 ноября. Причем первоначально он принимал посетителей именно по воскресеньям. В остальные же дни его коллекции могли осмотреть «лица, желающие обозреть музей с научной целью и приезжающие».

Созданный на излете ХГХ столетия первый на Дону исторический музей имел длительную предысторию своего возникновения. Ее первые шаги связаны с деятельностью Областного статистического комитета в Новочер­касске. Известно, что 20 ноября 1867 года на заседании этого комитета была обсуждена записка признанного исследователя донской старины A.M. Савельева, в которой обосновывалась необходимость устройства при этом комитете исторического музея. 15 января 1868 года на очередном заседании статистического комитета была утверждена его структура.

Будущий заведующий музеем Х.И. Попов впоследствии свидетель­ствовал: "… мысль об устройстве местного музея возникла… среди членов донского статистического комитета. В то время Комитет переживал лучшие годы; в должности секретаря состоял A.M. Савельев, который сам был предан душой делу изучения Донского края и много работал в этом направ­лении, но умел также собрать около себя деятельных сотрудников и руко­водить их усилиями… A.M. Савельев в 1868 г. после возвращения из Москвы, куда был командирован для осмотра этнографической выставки и ознакомления с музеями, внес в статистический комитет доклад по вопросу об открытии в Новочеркасске музея. Хотя программа музея… намечалась широкая, кроме археологического с историческим, и другие отделы: сельско­хозяйственный и этнографический, но самое осуществление идеи предпо­лагалось в скромном виде. Устроители рассчитывали, что музей больших затрат не будет требовать, а пополнение его будет производиться постепенно путем доброхотных даяний членов статистического комитета и вообще лиц сочувствующих. В устройстве музея A.M. Савельев сумел заинтересовать войсковое начальство; войсковой наказной атаман Потапов обещал под музей отвести приобретенный тогда от Турчанинова дом (где теперь нахо­дится войсковой штаб). Однако мысль о музее не была приведена в исполнение. Атаман Потапов получил другое назначение и уехал из области, aA.M. Савельев выбыл из должности и о музее вскоре забыли".

Потребовалось почти полтора десятилетия для того, чтобы идея создания музея в Новочеркасске была воскрешена. В начале 1880-х годов в донских газетах появились публикации, в которых вновь ставился вопрос о необходимости его открытия. Эти идеи воспринял близко к сердцу преподаватель рисования Новочеркасской мужской гимназии, а затем -инспектор народных училиш Г.А. Ознобишин. Он обратился с письмом, в котором предлагал свои услуги по созданию музея, к тогдашнему войсковому наказному атаману Н.А. Краснокутскому, но ему в этом было отказано.

Однако энтузиаст решил не сдаваться, тем более, что вскоре, в том же

1881 году, на Лону сменился наказной атаман. Новым правителем донского
края стал князь Н.И. Святополк-Мирский. К нему-то Ознобишин и
обратился, так сказать, по второму заходу. Причем на этот раз он имел
весомый козырь: газеты сообщили, что казачий генерал Я.С. Поляков
пожертвовал на создание музея 40 тысяч рублей.

Не дожидаясь ответной реакции властей, Ознобишин опубликовал в

1882 году в «Лонском справочном листке» Программу будущего музея и
затем растиражировал ее и разослал по всей стране в сотни адресов,
включая музеи и академические заведения. Программа предусматривала
формирование трех отделов музея: исторического, археологического и
этнографического.

Усилия Ознобишина не прошли даром: войсковые власти стали, нако­нец, вести подготовительную работу к созданию Лонского музея. Вслед за обращением атамана Святополк-Мирского в начале 1883 года к военному министру России с ходатайством об устройстве в Новочеркасске музея и при нем публичной библиотеки, они во второй половине года выдали Теорию Андреевичу Ознобишину специальный мандат, удостоверяющий предо­ставленные ему официальные права осмотра по всей области предметов донской старины.

Пользуясь этими правами, Георгий Андреевич совершил в 1884-1887 гг. множество поездок по донской земле и, прежде всего, по Усть-Хоперскому и Усть-Медведицкому округам и сумел разыскать и переправить в Новочеркасск ряд ценных экспонатов для задуманного музея. Так с 1884 года развернулся процесс активного формирования музейных фондов.

В своих усилиях Ознобишин был не одинок. Немаловажную роль в инициировании создания Лонского музея, в выработке его структуры, в сборе материалов сыграли энтузиасты создания Общества любителей донс­кой старины. Их душой был помошник управляющего атаманской канце­лярией Х.И. Попов. В 1884 году был выработан устав этой организации, основой которой считался кружок любителей древности. В уставе провоз­глашалась одной из основных задач задуманного Общества «содействие в устройстве историко-этнографического отдела Лонского музея». Хотя бюрократические препоны помешали реализации плана создания Общества, но его энтузиасты, тем не менее, не ограничились отстаиванием предложен­ном ими краеведческой структуры, а вне ее активно содействовали возникновению музея.

Особенно весомый вклад в собирание первых экспонатов музея внесли Х.И. Попов, Г.А. Ознобишин, а также известный донской художник-академист В.В. Часовников, являвшийся, кстати, однокашником прославлен­ного пейзажиста И.И. Шишкина по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества и Петербургской академии художеств. Все поступавшие в казачью столицу экспонаты попадали к Харитону Ивановичу Попову, который хранил их первоначально в Войсковой канцелярии, а с 1888 года — в Войсковом правлении.

Усилиями первых собирателей свидетельств прошлого донского края в Новочеркасске возникло Древлехранилище, положившее начало будущему музею. Оно пополнялось не только за счет экспонатов, найденных на Лону, но и за счет поступлений из других уголков необъятной России, связанных множеством незримых нитей со степным краем.

Часть экспонатов будущего музея была выставлена на постоянное обозрение в Войсковом правлении. Его отдельную залу заняли парадные регалии донских казаков: высочайше пожалованные им знамена и грамоты, клейноды, бунчуки, насеки, другие знаки атаманского достоинства, именное оружие. В другой зале располагалась галерея портретов выдающихся деятелей Лона.

В 1890 году при Войсковом правлении была учреждена Комиссия по устройству Лонского музея. Ее возглавил младший помошник войскового атамана ИМ. Лобрынин, для которого, впрочем, эта должность была, можно сказать, почетной. Это утверждение вполне относится и к ряду других членов Комиссии, собиравшейся на свои заседания нерегулярно, от случая к случаю. Однако именно с деятельностью названной комиссии связаны конкретные шаги по сооружению здания музея.

Всем было памятно, что еще в 1860-х годах предполагалось исполь­зовать под музей один изломов в центре Новочеркасска. Затем возобладала, однако, идея постройки специального здания, в котором рассчитывали разместить музей и библиотеку при нем. Еше в начале 1880-х годов на эти цели стали поступать частные пожертвования, которые в 1883 году составили 30 тысяч рублей.

Место для будущего музея было выбрано весьма удачно. Решили снести ветхий двухэтажный дом Войсковой канцелярии на центральном Платовском проспекте Новочеркасска и вместо него построить фундаментальное музейное здание. Был объявлен конкурс на его лучший проект, собравший пять различных вариантов. Они были отправлены в 1883 году в Петербург, где столичные специалисты присудили первое место проекту архитектора Ф.А. Гагена, служившего старшим инженером строительного отделения Войскового правления. Тем не менее его проект не был реализован, как полагает историк И.П. Потапов, в силу довольно высокой стоимости, неприемлемой для донских властей. Они решили сориентироваться на более дешевый проект.

О дальнейшем авторитетно поведал, выступая на церемонии открытия музея, Х.И. Попов: «Постройку музея решено было отнести на особые суммы, находившиеся в распоряжении войскового наказного атамана князя Святополк-Мирского. План здания первоначально был выработан областным архитектором А.А. Яшенко, но за смертью его окончательное составление плана было завершено областным архитектором Студеникиным. причем расходы исчислены были в размере 86956 руб. К постройке приступлено было в 1894 г… но закончивши здание вчерне в следующем году, вынуждены были приостановить работы ввиду особых осложнений, возникших по поводу расходования средств, предназначенных войсковым наказным атаманом на музей».

Подчеркнем, что начало строительства здания музея было положено долгожданным решением атамана Святополк-Мирского использовать, наконец, деньги, пожертвованные на эти цели еше в начале 1880-х годов генералом Я.С. Поляковым. Были привлечены и другие частные пожертвования, но денег на завершение строительства, увы, не хватило. Строительные работы прекратились в 1895-ом. Только в 1897-ом произошла подвижка: Военный Совет Войска Донского разрешил достроить здание музея, в связи с чем были опубликованы объявления о торгах на достройку. И лишь в 1898 году Военный Совет дал разрешение отпустить из войсковых сумм на завершение строительства около 46 тысяч рублей, что и позволило открыть музей в следующем году. Кстати, окончательно строительные работы с учетом ликвидации всяческих недоделок и сооружения подсобных помещений были завершены только в 1907 году.

Финансовые сложности, затормозившие возведение музейного здания, были известны не одним новочеркашам, но также и многим жителям области. На страницах газет и в приватных разговорах немало было сказано о том, что возведение здания музея неоправданно затянулось. В потоке этих пересудов некоторые обыватели стали высказывать опасения, что Донской музей удастся открыть только в будущем XX столетии. Именно поэтому, когда музей в конце концов открыли, то происшедшее было некоторыми воспринято как своеобразная сенсация. И понятно: более чем за три десятилетия, предшествовавших созданию казачьего музея в Новочеркасске, у донской общественности накопилось столько пессимизма и недоверия, что весть о его открытии была сродни запоздалой радости, соседствовавшей с удивлением.

Появление в казачьей столице исторического музея подытожило, можно сказать, целую череду премьер ее культурной жизни, осуществленных в XIXстолетии: в Новочеркасске возникли первый на Дону театр, первая типография, первая газета, первая публичная библиотека, установлен первый монументальный памятник — изваяние атамана М.И. Платова.

Причем, войсковые власти, возведя специальное здание для первого на донской земле исторического музея, показали тем самым своеобразный при­мер другим городам России, где для подобных целей зачастую использо­вались приспособленные помещения.

Интерес к созданному в главном городе донских казаков музею был исключительно велик. Открывавшийся первое время для публики лишь по воскресеньям он подвергался буквально наплыву посетителей: до шестисот человек в день.

Началось ускоренное пополнение музейных фондов благодаря резко возросшему числу людей, которые добровольно передавали для экспони­рования хранившиеся у них реликвии. Пожалуй, самое крупное пополнение фондов в дореволюционный период произошло в 1913 году после закрытия областной сельскохозяйственной выставки, экспонаты которой были переданы в музей и составили специальный сельскохозяйственный отдел. Значительным было также пополнение музейных фондов после Февральс­кой революции 1917 года, когда из Петрограда в Новочеркасск эвакуи­ровали музеи гвардейских полков, и их реликвии были размещены в залах Донского музея. Пополнила его фонды и личная коллекция произведений живописи хранителя Петроградского Эрмитажа Никиты Всеволожского, бежавшего в Новочеркасск из-за революционных потрясений в северной столице.

С началом гражданской войны в музее наступили беспокойные будни. Ее ожесточение и бескомпромиссность таили в себе реальную опасность того, что музейные собрания могут раствориться в стремительном водовороте братоубийственной междоусобицы.

Когда в конце февраля 1918 года в Новочеркасске впервые была установлена Советская власть, служащие Донского музея испытывали немалые опасения за его будущее. От их имени директор музея Х.И. Попов обратился в органы новой власти с просьбой включить его в структуру Отдела народного просвещения городского Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. К удивлению многих, просьба была уважена: в марте 1918 года музей включили в эту структуру, был выделен специальный комиссар, отвечавший за его работу, предоставлена охрана музейного здания в ночное время.

Это оберегло музей от возможных эксцессов, отвело опасность его стихийного разграбления. Правда, директор Попов и другие музейщики все-таки перестраховались, припрятав часть наиболее ценных экспонатов. В наши дни научный сотрудник Музея истории донского казачества СП. Чибисова обнаружила в Ростовском областном архиве любопытный документ, проливающий свет на те события. Это письменный доклад Х.И. Попова донскому атаману от 6 сентября 1918 года.

В нем, в частности, сказано: «Во время нашествия в Новочеркасск… Пришлось наскоро придумывать, куда припрятать войсковые регалии, чтобы они не попали в руки врагов и это удалось исполнить. Удалось припрятать и наиболее ценные предметы археологического и нумизматического отделов… Были и обыски в канцелярии музея, несколько раз красногвардейцы пытались проникнуть в закрытое здание музея, но всегда удавалось отклонить эти попытки и, по милости Божией, не только были спасены музей и регалии, но не прекращались даже, по возможности, и текущие ежедневные занятия по музею при соблюдении лишь необходимых предосторожностей».

Накануне вторичного установления Советской власти в Новочеркасске наиболее значимые и ценные экспонаты Донского музея были по распоря­жению войскового наказного атамана А.П. Богаевского вывезены 19 декаб­ря 1919 года (по ст. ст.) специальным поездом в направлении на Екатеринодар и Новороссийск. Среди вывезенного — золотые скифские венцы, инкрустированные драгоценными камнями знаки атаманского достоинства, жалованное оружие, царские грамоты, портреты, знамена, герб Войска Донского, лондонская пика казака Землянухина, знаменитая дарохранительница, изготовленная в Париже из серебра, отбитого у французов в 1812 году. Из казачьей столицы были отправлены и сокро­вища Воскресенского собора в Старочеркасске и Вознесенского собора в Новочеркасске: кресты, ризы, чаши, оклады старинных икон. Груз сопро­вождал помощник директора Донского музея 52-летний гвардейский полковник Л.В. Богаевский.

Последний председатель донского правительства Н.М. Мельников засвидетельствовал почти сорок лет спустя в парижском эмигрантском журнале «Родимый край», что вывезенные из музея ценности попали в Турцию. Там специальная комиссия под председательством управляющего донской контрольной палатой Марковского составила их опись, по которой они были сданы затем в Народный музей в Праге. Туда же был передан и донской архив.

Однако музей в Новочеркасске не прекратил при Советской власти своего существования. Оставшиеся в нем экспонаты позволили продолжить деятельность музея в новых условиях. Правда, в 30-х годах вынашивались планы расчленения его коллекций. В частности, предполагалось богатое собрание картин передать в Москву, но известный донской художник И.И. Крылов, пользуясь своими близкими, дружескими отношениями с А.С. Серафимовичем и К.А. Треневым, сумел помешать такому развитию событий.

Музей несколько раз менял свое название. Был и Донским краевым, и Новочеркасским краеведческим, а в самый канун Великой Отечественной войны стал именоваться Музеем истории донского казачества. 21 февраля 1941 года Ростовский Облсовет постановил: «Учитывая, что Новочеркасский музей располагает ценными фондами — библиотекой, архивом и т.д. специально по истории донского казачества, считать целесообразным создание Областного музея истории донского казачества и передать, в связи с этим, содержание Новочеркасского музея с городского бюджета на областной с 1 января 1941 г.»

После начала Отечественной войны музей продолжал работать. При подходе немецко-фашистских войск к Новочеркасску предпринимались попытки его эвакуации, но они оказались тщетными. Бывшая сотрудница музея Н.В. Шмойлова вспоминает: «Не было упаковочного материала и средств, потом предложили ящики из-под овошей, а затем предупредили не поднимать паники». В середине лета 1942 года, когда немцы были уже в непосредственной близости от города, эвакуация стала невозможной.

«Немецкие самолеты, — свидетельствует Шмойлова в своих воспоми­наниях, — бомбили колонны отступающих по проспекту Подтелкова. На втором этаже музея окна были выбиты осколками, которые достали до картин противоположной стены и повредили картины „Сборы Ермака в Сибирь“, „Поход Петра под Азов“, „Казачий круг“, другие мелкие картины, витрины. Чтобы спасти фарфор, скульптуру — все спустили в подвал и залили водой».

В оккупированном Новочеркасске музей работал только для немцев. Здание было буквально обклеено объявлениями, помешенными на двери и окнах, регулярно наклеивали их и на забор. На объявлениях по-немецки и по-русски было написано: «Вход в музей строго запрещен». Директором музея назначили фенолога Н.В. Попова, ранее работавшего в нем, а затем учительствовавшего).

Известно, что в период оккупации в музей из Германии были присланы ученые-историки, специалисты археологи, которые обследовали его экспо­зиции и фонды, провели работу по составлению пояснительных текстов, заполнению этикеток на немецком и русском языках. Однако оккупанты отнюдь не заботились о сбережении музейного собрания.

Заведующая отделом Музея истории донского казачества Э.А. Нико­лаева рассказывает, ссылаясь на данные, обнародованные после освобож­дения города в местной печати: «Именно в период немецко-фашистской оккупации шел грабеж музея. „Настоящие ценители музейных редкостей“ появились в лице командира танковой бригады Фон Бломберга. На „память“ о Новочеркасске генерал взял из музея все картины Рубенса и Рембрандта, цикл картин „Дон“ художника И.И. Крылова, картину Сурикова „Поход Ермака в Сибирь“, оцененную в 30 тыс. руб. золотом, бронзовые часы, казачьи шашки… Взята картина Крылова „Парус“ и 2 картины голландских мастеров XVIIв.».

После освобождения Новочеркасска в феврале 1943 года в музее началась работа по преодолению ущерба, нанесенного оккупацией. Первоначально новочеркасские музейщики отдали много сил и энергии созданию ряда временных и стационарных выставок. В ноябре 1944 года в музее был создан новый отдел «Отечественная война советского народа».

Важнейшим событием в жизни музея стало возвращение ему по реше­нию правительства Чехословакии в 1946 году 2750 экспонатов, вывезенных в Прагу во время гражданской войны. В залы Новочеркасского музея вернулись многочисленные его уникальные реликвии, а ведь, до этого казалось, что они навсегда останутся за границей. Донская существенность оценила происшедшее как событие, близкое во второму рождению музея.

В послевоенные годы была перестроена структура музея, в которую постепенно начали входить его филиалы. В 1957 году в состав Музея истории донского казачества вошел Старочеркасский музей-заповедник, который затем длительное время имел статус его филиала. В том же году был открыт на правах филиала мемориальный Дом-музей художника-баталиста МБ. Грекова.

Первого июля 1979 года распахнулись двери мемориального Дома-музея другого знаменитого донского художника — И.И. Крылова. В ноябре 1988 года исполком новочеркасского горсовета принял решение «О созда­нии литературно-мемориального музея поэта В. Калмыкова на правах литературного отдела Музея истории донского казачества» (кстати, музей Калмыкова функционировал на общественных началах еше с весны 1974 года).

К своему столетнему юбилею, который по новому стилю, выпал на декабрь 1999 года, Музей истории донского казачества значительно преобразился. И дело не только в проведенном ремонте и обновленных экспозициях. В его стенах заново ожил дух «степных рыцарей»: все чаще стали звучать казачьи песни и казачий говор, все больше желанных гостей в традиционной казачьей одежде попадает сюда, стекаясь во всех концов света, где они или их предки очутились волею судеб.

Музей истории донского казачества в Новочеркасске уникален во многих отношениях. Он является единственным в своем роде казачьим музеем открытого типа не только в России, но и за рубежом. В его залах наградное и жалованное оружие, знамена, почетные регалии, предметы жизни и быта казаков и многое другое. Среди 110 тысяч его экспонатов множество таких, которые могли бы без сомнения украсить самые крупные музейные собрания мира. Знакомство с его сокровищами может стать своеобразным откровением для непосвященных. Как и век назад, музей продолжает быть нескончаемой сенсацией, ибо в его экспозициях да и в собственной истории столько незаурядного, столько неожиданного, столько удивительного, что никакая рутинная повседневность не в силах сгладить то громадное впечатление, которое снова и снова производит знакомство с ними на приобщающихся к собранному здесь беспрецедентному культурному достоянию.

В центре Новочеркасска на Платовском проспекте при входе в Музей истории донского казачества на гранитных лафетах покоятся две старинные чугунные пушки. Они давно уже безмолвствуют, но так и кажется, что эти пушки беззвучно салютуют в честь донских казаков, их славной истории, по крупицам собираемой и бережно хранимой под сводами первого на донской земле исторического музея.

0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ваш клик по рекламе, помогает развитию сайта «Казачий Стан»