"Путешествия" памятника
Монумент казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу, открытый в Новочеркасске в мае 1904 года, упомянут во множестве различных изданий: в энциклопедиях, справочниках, словарях, а также в ряде художественных произведений и исторических исследований. Особенно многочисленны публикации об этом памятнике в периодических изданиях. Примечательно, что в туристических путеводителях по нашей стране, изданных за рубежом, Новочеркасск нередко характеризуется как «город памятника Ермаку». Благодаря развитию массового туризма и сам новочеркасский монумент стал, образно выражаясь, своеобразным путешественником. Запечатленный на снимках, рисунках, гравюрах, описанный в скупых строках туристических проспектов, он странствует по свету, вызывая к себе неизменный интерес.
Самыми же впечатляющими, пожалуй, «странствованиями» новочеркасского монумента стали его «путешествия» по страницам художественных произведений. Немало маститых литераторов запечатлели знаменитое изваяние в своих сочинениях. Есть среди них и произведения, известные во всём мире. К ним, бесспорно, относится шолоховский «Тихий Лон». Вот какое, к примеру, описание донской столицы содержится во второй книге бессмертной эпопеи: «Изжелта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака… Неяркое вставало солнце, но окна атаманского дворца отражая его, жгуче светились. На домах блестели покаты железных крыш, сырость вчерашнего дождя хранил на себе бронзовый Ермак, протянувший на север сибирскую корону».
И уж, конечно, не обошелся без вдохновенных строк о замечательном памятнике Геннадий Семенихин в популярном романе «Новочеркасск». Вспоминая свою малую родину, он писал: «Закрыв глаза, я вижу, как от сливающихся в низине рек Тузлова и Аксая взбегают на бугор прямые улицы, рассекающие мой город на аккуратные кварталы. Улицы впадают в широкую площадь. Над ней высится обнесенная цепями богатырская фигура покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Мужественное лицо прославленного казака обдувают степные ветры, широкая грудь распирает кольчугу, прочно упираются ноги в гранитный постамент с высеченными буквами: «Ермаку — донцы».
Среди литературных маршрутов «путешествий» монумента весьма интересен поэтический. Описание памятника Ермаку разошлось по страницам многих стихотворных сборников и разнообразных изданий. Из этих произведений можно составить целую антологию стихотворений, содержащих строки о Новочеркасском памятнике. Их авторы — как местные поэты, так и выдающиеся мастера поэтического жанра. Например, новочеркасский стихотворец Василий Ликов описал Соборную площадь города вскоре после открытия этого памятника такими строками:
«Собор, вон, вижу златоглавый, И рядом — батьку Ермака, -Первоисточник нашей славы, С душой и телом казака.»
Эта стихотворная зарисовка может соседствовать со знаменитыми строками корифея отечественной поэзии Владимира Маяковского из произведения «Голубой лампас»:
«А за собором средь сора и дерьма, Эдакой медной гирей Стоит казак, казак Ермак, Ермак - покоритель Сибири».
О донском памятнике легендарному атаману упоминали в своих публикациях и многие зарубежные писатели, журналисты, учёные. Маршруты этих публикаций пролегли по страницам литературных произведений, исторических исследований справочных и периодических изданий, выходивших почти в 70 странах мира. Их поток не иссякает вот уже более девяти десятилетий. Одиссея новочеркасского памятника, запечатленного в тысячах печатных строк, продолжается.