Трамвайная канитель

Согласитесь: одно из самых привычных занятий для современного горожанина — ожидание трамвая. Это занятие было, оказывается, присуще и жителям старого Новочеркасска, но с той только существенной разни­цей, что ожидали они год за годом появление в городе самого трамвайного сообщения. А началось всё с того, что в декабре 1901 года в соседнем Ростове пустили «настоящий» электрический трамвай (конка там действовала уже почти полтора десятилетия). Новочеркасские власти занялись поисками подходящих подрядчиков предполагавшегося строительства. В 1904-1905 годах они вели переговоры с Бельгийским трамвайным обществом, пред­ложившим свои услуги в создании этого вида транспорта в донской столице. Однако русско-японская война и начавшаяся революция не позволили осуществить задуманное.

К идее строительства трамвая в городе вернулись спустя почти десятилетие. В январе 1914 года «Донские областные ведомости» сообщили: «Санкт-Петербургская акционерная кампания во главе с купцом Зеленковым обратилась в новочеркасскую городскую думу с предложением на условиях концессии устроить в Новочеркасске трамвай». Начались переговоры. Было решено проложить трамвайные пути в центре города: по Московской улице и Платовскому проспекту. Оживились и ожидания новочеркасцев. надеявшихся на скорое появление в донской столице трамвайного сообще­ния. Однако начало мировой войны перечеркнуло эти ожидания. В дореволюционном Новочеркасске трамвай так и не проложили.

Одно утешало: в те годы в сфере транспортного сообщения новочеркасцы сумели перещеголять своих извечных соперников ростовчан в организации автобусных перевозок. В 1910 году в донской столице было создано автобусное общество, наладившее со временем движение пассажирских автобусов по городским маршрутам. Тем не менее, это нововведение не смогло компенсировать потребности в трамвае. Ждать же его появления в Новочеркасске горожанам пришлось еще долго.

По злой иронии судьбы очередная попытка пустить трамвай состыко­валась с новым грандиозным потрясением в жизни страны. Она стала осуществляться накануне Отечественной войны — в 1939 году. Работы, правда, были начаты. Предполагалось связать трамвайными путями старую часть города с паровозостроительным(ныне электровозостроительным) заводом.На этот раз удалось даже проложить часть рельсового пути, но в 1941 году затянувшееся строительство было прервано.

Конечный виток ожиданий появления в городе трамвайного сообщения стал раскручиваться уже в начале 50-х годов. Потребовалось почти два года строительных работ, прежде чем в январе 1954-го первый трамвай вышел на городские маршруты. Стальная магистраль связала центр города с НЭВЗом.

Полвека ушло в Новочеркасске на ожидание трамвайного звонка. Может даже показаться, что в этой канители с трамваем донской город упорно отстаивал свой истинный характер: оставаться родительским лоном для тех, кому созвучны слова «судьба» и «скорость», и отторгать трамвайную медлительность. Недаром же Новочеркасск являлся столицей отечественной кавалерии, и его былым олицетворением осталась в памяти неудержимая лавина конников на городских улицах. Нынешний символ Новочеркасска -летящий как стрела электровоз. Выходит, неспроста так трудно было трамваю вписаться в биографию города.