Каждый клик по рекламе поддерживает проект «Казачий Стан»

Тот давний спор

Мало кто знает, что в первые годы уходящего столетия общественность Ростова и Новочеркасска столкнулись между собой в споре за право открыть у себя в городе политехнический институт. В начале 1907 года в Новочеркасске вышла брошюра анонимного автора (предположительно А. Кирил­лова), в которой был дан отпор претензиям ростовчан на создание у них такого института в ущерб донской столице. Характеризуя усиливающуюся активность напористых «ростовцев» в этом вопросе, автор брошюры с сар­казмом отмечал: «Ростов встрепенулся… Подавай ему и собственное градо­начальство, тащи сюда и Судебную палату, и обещанный Новочеркасску политехникум, отдавай все, что ему надо».

Южный сосед и его амбиции были аттестованы с помощью весьма хлестких выражений: «Донской Ростов — в высшей степени прожорливый и завистливый город… он вообразил, что в здешней местности все создано для него: и администрация, и суд, и просвещение'-.

В брошюре содержалось предостережение в отношении „агрессивныхи действий ростовчан: “И смотрите, заберут они и Палату, и политехникум, так как в новой Думе преобладает их интеллигенция, а не наша». Это предостережение, как известно, не оправдолась: 1907-м стал годом появления политехнического института в Новочеркасске.

Вслед за этим событием словесная дуэль на страницах печати Новочер­касска и Ростова вскоре снова возобновилась. На сей раз — из-за права разместить у себя университет. В 1910 году ростовчане начали активную кампанию за создание в их городе такого учебного заведения. В новочер­касских газетах тут же напомнили о том, что идея создания на Дону уни­верситета была выдвинута еще за четыре десятилетия до этого, и уже тогда донская столица претендовала на его размещение.

Действительно, в 70-х годах прошлого века на Областных дворянских собраниях многократно поднимался вопрос о необходимости открытия Новочеркасского университета. Инициатором движения в поддержку образования университета был местный дворянин С.А. Сердюков, запомнившийся своими эмоциональными публичными выступлениями на эту тему. Впрочем, дальше жарких речей тогда дело не пошло. Лишь в начале нынешнего столетия стали предприниматься первые реальные шаги по созданию Новочеркасского университета. В январе 1904 года на очередном собрании дворян был обсужден проект его организации и начат сбор денежных средств в его фонд. Было пожертвовано около 40 тысяч рублей. Однако последовавшие затем мощные потрясения в жизни страны заставили на время отложить этот вопрос в сторону.

Когда же ростовчане, перехватив инициативу, стали ратовать за создание собственного университета, то из донской столицы их начали упре­кать в том, что они не в состоянии заботиться даже о своих юношах, став­ших студентами политехнического. Вот одно из таких суждений: «Только народился в Новочеркасске политехникум, сейчас же появились столовая, общество пособия нуждающимся студентам, и, несмотря на… почти полное отсутствие поддержки со стороны Ростова своих же уроженцев, за четыре года ни один студент не был уволен за невзнос платы».

Этот пример призван был склонить читателей к выводу о том, что ростовчане не в состоянии обеспечить должные бытовые условия будущим студентам, коль «для своих ничего почти не делается, а для чужих и подавно».

Подобные сомнения, правда, высказывались и в ростовской печати. К примеру, в июне 1911 года газета «Южный телеграф» писала: «Мы доби­ваемся университета, но что мы дадим студенчеству в смысле квартирного довольствия?… Вообще подумать о жилищной нужде надо бы прежде, чем открывать университет».

Любопытно, что в ходе острой полемики по университетскому вопросу история, можно сказать, повторилась: в 1912 году, как и в 1907-м, в Ново­черкасске снова вышла брошюра анонимного автора (предположительно И. Туроверова), содержавшая мощный заряд антиростовских настроений. Она называлась «О необходимости университета для Юго-Востока России». Заключавшее ее резюме пространных рассуждений было безапелля­ционным: «Рассчитывать, что Ростов обеспечит учащуюся молодежь универ­ситета, позаботится о ней — нет никаких оснований». В то же время там утверждалось, что «новочеркасское общество очень много помогает в нуждах студенчеству, и таковое сердечное к нему отношение редко можно встретить в любом другом городе, а ведь по количеству и распространению учебных заведений Новочеркасск является чуть ли не единственным городом в России за исключением обеих столиц».

В брошюре Новочеркасск был охарактеризован не только как адми­нистративный, но и как научный центр донского края, а Ростов — как его торговый центр. Исходя из этой аргументации, автор утверждал: «Всякому здравомыслящему человеку ясно, что всякую высшую школу важно учреж­дать не в центре торговой жизни, не на базаре, так сказать, не в лабазе, а в центре научном».

Приводился и такой аргумент: для Новочеркасска вопрос об универ­ситете — это вопрос «будет ли казак с чубом за ухом или с университетским значком на груди».

Однако аргументы аргументами, но куда весомее их оказалась позиция тогдашнего наказного атамана П.И. Мищенко. Как известно, он не поддер­жал идею создания университета в Новочеркасске, и это, видимо, во мно­гом определило правительственное решение по данному вопросу. Совет Министров постановил разместить университет в Ростове. Долгожданная весть вызвала бурю ликования у ростовчан. С особым энтузиазмом они встретили известие об организации при университете медицинского факультета.

В начале 1912 года ростовская газета «Приазовский край» проком­ментировала названное сообщение такими стихами:

Оправдались ожиданья, Разрешен больной вопрос. Ив Ростове ликованье -Задираем кверху нос. Получили прямо в руки

Мы желаемый ответ: Будет высший храм науки, Медицинский факультет. И пришлось Новочеркасску В мине юрестной застыть, Пережить большую встряску И подумать: как же быть?

Карикатурист «Приазовского края» откликнулся на этот «три­умф» ростовчан изо комментари­ем. На его рисунке был изображен бородатый профессор, получав­ший грамоту с надписью «Универ­ситет в Ростове-на-Дону». Рядом с ним художник поместил изобра­жение казака с гримасой зевоты на лице. Мундир казака оживляла надпись «Новочеркасск».

Увы, радость ростовчан из-за того, что новочеркасцы прозевали университет, была недолгой. Обс­тоятельства сложились так, что «высший храм науки» появился в Ростове лишь в 1915 году. Бурные события Первой мировой войны заставили тогда эвакуировать в этот город из Варшавы русский универ­ситет. Одновременно в Новочеркасске нашел пристанище Варшавский ветеринарный институт.

К этому остается добавить, что страсти, о которых шла речь, давным-давно, конечно же, улеглись и вызывают сейчас только улыбку.

… В начале уходящего века новочеркасцы, полемизируя с ростовчанами, убеждали своих оппонентов в том, что наш город «к обоюдной выгоде должен соединить политехникум с университетом». Ныне «соединение» в известном смысле действительно произошло, но, разумеется, совсем не то, за которое ратовали тогда. Политехнический вовсе не стал собратом нового местного университета, а лишь изменил свой статус. Он приобрел гордое имя государственного технического университета.

В давнем споре о том, достоин ли город Платова иметь свой университет была поставлена точка. О Новочеркасске с полным правом можно говорить как об университетском городе.

0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ваш клик по рекламе, помогает развитию сайта «Казачий Стан»