Необычное представление

В начале февраля 1914 года весь Новочеркасск был оклеен афишами, сообщавшими о том, что в помещении располагавшегося тогда в городе Эллинского цирка будет показано необычное зрелище с леденящим душу названием «Живой труп». Вскоре городские газеты сообщили: новочер-каспам предстоит увидеть ни много, ни мало — чудо нового столетия. «Донские областные ведомости» писали: «С 7 февраля в цирке г. Лапиадо начнет демонстрироваться удивительный феномен Каспарди под назва­нием „Живой труп“. Экспериментатор-демонстрант является настоящим чудом XX века. Он едет с юга и по отзывам местных газет, где тот останав­ливался для своих сеансов, опыты его приводили в изумление публику».

Предварительный сеанс своих опытов экспериментатор-демонстрант Леонардо Каспарди устроил на два дня раньше анонсированного срока и пригласил на него только представителей местной администрации, медиков и журналистов. Он продемонстрировал все четыре своих основных опыта. Первый из них заключался в том, что Каспарди ввел себя в состояние полнейшего оцепенения (каталепсии), в чем было предложено удосто­вериться желающим.

Другой опыт также являлся демонстрацией феноменального оце­пенения, но с той разницей, что Каспарди не просто по-истукански замер, но буквально «задеревенел» на глазах. Как сообщалось в газетах, «путем той же каталепсии он обращается в совершенно деревянного человека и представляет собой бездушную куклу». Опыт завершился тем, что «импре­сарио толкнул „живой труп“- тот упал на пол сцены, издав при падении деревянный звук».

Изюминкой представления явились импровизированные «похороны» экспериментатора. Они проходили так: Каспарди затыкал себе рот и нос ватой, заклеивал их липким пластырем и, обмотав себе голову толстым сук­ном, ложился в стеклянный ящик в виде гроба. Ассистенты закупоривали этот ящик, а добровольцы из числа публики засыпали ящик толстым слоем песка так, чтобы через него не проходил воздух. Затем выдерживалась 15-минутная пауза, после которой Каспарди на глазах у публики освобождался от своей «укупорки» и как ни в чем не бывало приступал к заключительному опыту.

Последний опыт был окрешен в газетах «самопроизвольное вырас­тание». И действительно, Каспарди демонстрировал ошеломленной публике то, как он становился выше ростом почти на целую голову. Причем, особенно вытягивалась его шея, весьма удлинялись и руки.

По отзывам газетного репортера, «публика была поражена всеми про­изведенными опытами и долго уже после сеанса, собравшись группами, делилась впечатлениями». Самое сильное из них было, разумеется, связано с импровизированными «похоронами и принародным оживлением же экспериментатора. На все лады обсуждали и комментарии, которые давал но во время сеанса импресарио знаменитого гастролера. Немалый интерес нилнал его рассказ о рекордной демонстрации этого опыта в Париже, — где Каспарди пролежал в гробу 23 минуты, а „засыпка песком была максимальной“.

После предварительного сеанса начались платные представления, на которые новочеркасская публика валила, как говорится, валом. О феномене „живого трупа“ в городе спорили буквально до хрипоты. Причем, те, кто считал Каспарди мошенником, были в явном меньшинстве. Местная пресса в своих высказываниях сходилась, в основном, на том, что новочеркасиы имели возможность наблюдать необъясненные пока наукой удивительные возможности человека. „Донские областные ведомости“ отмечали: „Таких опытов нам еше не приходилось видеть и лишь только читать о них в полуфантастических романах, описаниях страны чудес — Индии, где чудеса такие проделывают местные аскеты-факиры. Но не всегда можно было верить в реальность описываемых фактов, так как трудно было подыскать им какое-либо научное объяснение. Поэтому сеансы “человека-трупа» г. Каспарди представляют собой несомненный интерес".

Вспоминают, что реклама сенсационного представления велась в Новочеркасске с использованием индийских мотивов. Продавцы билетов, зазывая публику увидеть чудо «живого трупа», не забывали сопроводить свои увещевания приглашением заглянуть в самое чрево Индии. Как это не парадоксально, но именно они, пожалуй, более всего приблизились к прояснению сути происходившего. Показанное новочеркасцам пред­ставление впервые широко познакомило их с йогой — важнейшим компонентом религиозных и философских систем Индии. Йога -высочайшее искусство управления дыхательными и прочими физиологическими функциями организма. Ей подвластны многие неосознаваемые большинством людей скрытые возможности человека. В этом новочеркасцы смогли убедиться воочию, хотя тогда вещи и не были названы своими именами.