Каждый клик по рекламе поддерживает проект «Казачий Стан»

Рубка шашкой. Постановка удара.

ИзображениеПараллельно с обучением фехтованию необходимо обучать нижних чинов правильно и сильно рубить. Самое лучшее для этого брать такие предметы, на которых обучающиеся сами видели бы результаты каждого удара. Такими предметами могут служить вода, глина, сучья.
Изображение Наши горцы с малых лет обучаются рубке, нанося удары по воде, причем удар, нанесенный правильно, не дает брызг. Для нанесения правильного удара нужно, держа рукоятку эфеса шашки большим пальцем вдоль рукоятки на задней ее части, остальными же в обхват, занеся руку на размах к левому плечу, над головой и т. д. по направлению удара, нанести его таким образом, чтобы плоскость полоски была бы непременно в плоскости размаха, то есть не сваливать обух шашки вверх или вниз при горизонтальных ударах, ни вправо, ни влево при вертикальных.
Если в момент нанесения удара шашка свернется в руке или кисть руки изменит свое положение, удар не может иметь того действия, какое он имел бы, если бы рука, не изменив своего положения, провела бы шашку плоскостью полоски в плоскости размаха.


Для этих упражнений самое лучшее — брать глину. Воду не всегда удобно рубить, особенно в нашем климате, сучья же зимой, когда они промерзли, не смотря на совершенно правильный удар, чаще ломаются, чем прорезываются, в особенности при недостаточной остроте шашки. Рубка же глины более трудное упражнение, но зато самое действительное.


Прежде чем приступить к некоторым указаниям, как следует рубить глину, несколько слов о том, как ее приготовить для этой цели.


Лучшая глина — сине-зеленоватая. Комья глины кладутся в корыто или чан и заливаются водой. Дав ей отмокнуть несколько часов, промесить ее руками, причем отбрасывать камешки, могущие в ней находиться и от которых тупятся клинки.


Приготовив, таким образом, глину, свалять из нее столбики формой сахарной головы, вершков 10-12 высотой и вершка 4 в основании. Приготовленная таким образом глина служит очень долго, так как при рубке часто ее, валяя, то есть, возобновляя форму конуса, делают ее мягче. Сохранять глину лучше всего где-нибудь в сыром месте, отнюдь не на морозе, так как в этом случае она не будет годна к употреблению.


Срубленную глину для возобновления из нее конуса, не следует, собирая кусочки, лепить ее, а просто, собрав в одно место все пласты, бросать ее оземь (на рогожку, чтобы не собирать ею с пола грязи или земли), поворачивая каждый раз для придания, ей описанного вида.


Для начала упражнений в рубке глины следует это делать пешком.
Глина ставится на табурете, высотой в 1 1/4 аршина. Ученики, по очереди подходя к глине, становятся на расстоянии вытянутой руки и двух третей шашки от эфеса, то есть касаться глины третью клинка от конца.


Обучающий назначает в каком направлении наносить удары, например:
Горизонтальные удары.
Вполоборота вправо — руби.
Направо — руби.
Вполоборота направо назад — руби.

Ученик, став перед глиной на указанное расстояние, отставляет правую ногу от левой на шаг, сгибает колени и поднимает кулак левой руки на высоту пояса, как бы держа повод, правая рука с шашкой к атаке по установленному образцу. По команде: «Руби», быстро отнеся шашку к левому плечу и отнеся слегка конец её за голову и на высоту плеча (для горизонтальных ударов), наносит удар.


При нанесении правильного удара срубленный слой глины не должен валиться и даже смещаться. Если при нанесении удара обух полоски свернется вправо или влево, как указано выше, слой глины непременно свалится.


Укрепив рукоятку эфеса в руке, держа ее, как указано, стараться, нисколько не изменяя положения кисти, нанести правильный удар, в исходе которого, нажав большим пальцем на рукоятку, оттянуть шашку слегка на себя — прорезать.

Вначале не требовать особенной меткости, лишь бы удар был нанесен правильный, впоследствии же, когда ученики приобретут сноровку, и срубленные слои не будут сваливаться, требуется, чтобы удары по глине наносились на равных расстояниях, для чего обучающий делает метки, по которым ученики и направляют удары.

Когда ученики совершенно усвоят приемы горизонтальной рубки во всех указанных выше положениях, надо заставлять их рубить, изменив направление, занося конец шашки выше, смотря на какой угол относительно глины будет указан удар.

Рубка шашкой. Постановка удара. 
(часть 2)

Изображение

Перейдя затем к уколам, ученики становятся левой стороной к глине и наносят в нее уколы, стараясь попадать в метки, сделанные обучающим. Уколы влево наносятся следующим образом: правая рука заносится к правому уху, кисть ногтями вправо, острие полоски вверх. Удар наносится сильно и коротко, и по нанесении его тотчас же быстро оттянуть острие назад, кисть руки обратно к правому уху. 

Для этого упражения форма глины изменяется, ее следут делать в виде кубика. 
Изображение При производстве этих ударов и уколов наблюдать, чтобы ученики отклоняли корпус, как это требуется при рубке с коня и как это будет видно ниже.


Чтобы перейти затем к рубке с коня, учеников сажают на деревянную лошадь, ставя ее в вышеуказанные для рубки в нашем строю положения относительно глины. Глина ставится на возвышенный табурет или стойку. Стойку эту следует иметь тяжелую, что в момент удара она не могла валиться и этим пугать лошадей.


Проделав все указанные упражнения с деревянной лошади, начать их делать в конном строю. Для этого лучше всего ставить в манеже две стойки для глины на одной линии и на расстоянии шагов 15-20 одна от другой и шагах в 4-5 от барьера. Для приготовления глины назначать по два человека в каждой стойке и иметь заготовленными не менее 3-х конусов, чтобы как можно скорее они заменяли срубленные. Проходя мимо глины с рубкой, ученики рубят сперва одну глину ( пока она вся не срубится), а затем следующие рубят вторую, потом снова первую и т. д. Для производства этих упражнений вытянуть смену направо по барьеру на дистанции 2-х лошадей ( еще лучше на 4, если позволяет место) ученики рубят по правилам, указанным выше, с отклонением корпусов и упором в стремя по уставу.


Вначале рубку производят на шагу, затем на рыси, на манежном галопе и на полевом галопе. Чем аллюр выше, тем это заставляет ученика наносить удар раньше. Корпус наклонен немного вперед, в сторону наносимого удара, чтобы, при любом аллюре удар наносился непременно вперед. Остановив смену, обучающий высылает для рубки на полевом галопе по одному ученику, который, идя сперва манежным галопом до угла короткой стороны и пройдя его, удваивает аллюр — рубит глину и становится за последним номером смены. Затем назначается следующий и так далее. То же проделывать и для уколов, повернув смену направо крутом или назад, налево по барьеру.


При нанесении укола, стараться наносить его непременно вполоборота влево-вперед.


Если

 рубящие или колющие идут большим аллюром, то не следует им стараться наносить сильный удар, так как в этом случае желание усилить удар пойдет во вред меткости, сила же удара приобретает инерцию (напором) лошади. 

Все вышеизложенное вкратце недостаточно, ибо невозможно указать на словах тот момент, в который следует нанести удар, на больших алюрах в особенности. Хорошие результаты могут выработаться лишь на практике. Следует только внушать ученикам непременно наносить удар вперед и при нанесении его левую руку держать совершенно спокойно, не дергая поводом.


Умение наносить сильные и меткие удары шашкой столь же необходимо как и спокойное управление конем при твердой, хорошей посадке".


В следующей главе будет рассказано о бое на кинжалах или ножах и о бое без оружия. Эта глава будет интересна всем без исключения любителям единоборств и воинского искусства. 

Фехтование на шашках и пиках для занятий в строевых частях. Гладковапечатается по книге А.Н. Медведева «Казаки и рукопашный бой» 1993г.Серия: «Тайны воинских искусств

3
+3
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ваш клик по рекламе, помогает развитию сайта «Казачий Стан»