Запорожская сечь

Краткая история Казачества

«Здравствуй! Во Христа Веруешь?»
«Верую!»
«И в Тройцу Святую веруешь?»
«Верую!»
«И в церковь ходишь?»
«Хожу!»
« А ну, перекрестись!»
Из «Тараса Бульбы».

Точной исторической даты возникновения казачества не существует. В XV в. казаки уже встречаются на южной окраине русских земель. Название «казак» татарского происхождения, означает легко вооруженного воина. Татарские казаки, существовавшие раньше русских, совершали набеги на южные окраины Московского, Польского и Литовского государств.

Пограничные жители сами должны были защищаться от этих набегов. Позаимствовав от татарских наездников как название, так и способ вооружения и ведения войны, русские поселенцы сами совершали набеги на владения крымских ханов и турецких султанов, достигая на своих «чайках» (лодках) до самого Константинополя.

Вследствие такой кочевой жизни и обоюдных набегов и опустошений, земледелием казаки не могли заниматься, главный их промысел было рыболовство.

Первоначальное местопребывание казаков было за Днепровскими порогами, откуда и получили название «Запорожцев». Слово «Сечь», или по малороссийски «Сичь», обозначает лесную вырубку и, следовательно, указывает, что вначале казаки селились на лесистых островах, устраивая свои становища на вырубленных полянах. Оттуда и название первоначального казачества «Запорожская сечь».

Сечь пополнялась беглецами из Московии и Польшу как протестующими против новых порядков и закрепощения, так и укрывающимися от законной кары за преступления. Для доступа в ряды казачества требовалось только исповедание православной веры, обязательства защищать ее и безбрачие.

«Пришедший являлся только к Кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Во Христа веруешь?» «Верую!» отвечал приходивший». «И в Тройцу Святую веруешь?» «Верую!» «И в церковь ходишь?» «Хожу!» «А ну, перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо!» — отвечал Кошевой: «Ступай же, в который сам знаешь курень»,

Так исторически верно описано у Гоголя («Тарас Бульба») вступление в сечь вновь прибывшего.

Запорожцы имели свое самостоятельное управление; войско делилось на курени, каждый курень выбирал себе куренного атамана, а начальником над всем войском был избираемый ими на общей раде Кошевой атаман.

В самом начале сечь была в некотором подчинении польским Королям. С XVII столетия началась борьба запорожцев с поляками за притеснение в вере и за посягательства со стороны польских королей и панов на вольности запорожцев.

Финалом этой борьбы явилось грандиозное народное восстание в средине XVII ст. под предводительством Богдана Хмельницкого.

Хмельницкий, повинуясь голосу народа, завел переговоры с Москвой, прося царя Алексея Михайловича принять запорожцев в подданство России. Перед отправлением послов в Москву, в г. Переяславе, на казацкой раде обсуждался вопрос, кого выбрать из четырех государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя Московского. Запорожцы закричали: «волим под царя Московского» (8 Января 1654 г.).

В это же время и Малороссия отторгнулась от Польши и признала над собою власть Москвы.

Запорожцы, сделавшись Московскими подданными, сохранили в своем внутреннем управлении полную самостоятельность и служили оплотом для Московского государства против набегов южных кочевников, главным образом крымских татар.

Так продолжалось до 1709 г., когда, во время Шведской войны, запорожский гетман Мазепа изменил Петру Великому, перейдя на сторону Шведов.

Тогда на сечь был послан Петром Великим полковник Яковлев с отрядом войска; сечь была разорена, пленные запорожцы были казнены и самые укрепления сечи были разрушены.

26 мая 1709 года Петр Вел. издал манифест, объявляющий об уничтожении сечи. Недовольные запорожцы бежали за Московские границы и обратились с просьбой к крымскому хану принять их под свое покровительство. С разрешения хана они основали сечь в Алешках.

Крымские ногайцы, недовольные занятием их земель запорожцами, всячески их притесняли. Тогда запорожцы, начали подумывать о примирении с Русским правительством и о водворении на старые места. Русское правительство со своей стороны, нуждаясь в испытанном войске для охраны южных границ государства от татарских хищников, стало подавать запорожцам надежду на принятие их снова в русское подданство.

Примирение состоялось при Анне Иоановне, и запорожцы поднялись по Днепру и снова заняли свои старые земли, основав «Новую» или «Подпиленскую» сечь, на реке Подпольной.

При Екатерине II, после покорения Крыма в 1774 году, Потемкину существование сечи, с ее вольностями и привилегиями, казалось не нужным, и поэтому он сделал предложение Императрице об уничтожении сечи.

5 Августа 1775 года был издан манифест, объявлявший об уничтожении запорожского войска и обращавший бывших его членов в мирных поселян. Последний атаман запорожской сечи П.И. Калнишевский был сослан в Соловецкий монастырь, где скончался в 1803 году 112 лет от роду. Запорожцы, недовольные этим распоряжением, большей частью бежали в Турцию и основали в Добрудже Задунайскую сечь. Оставшиеся же в России запорожцы недолго горевали об утраченной воле и о невольном бездействии. Тот же Князь Потемкин, разоривший сечь, первый вспомнил о запорожцах, когда в 1787 году Турция объявила войну России. Он понимал, насколько они будут полезны и необходимы во время этой войны.

Среди запорожцев, не ушедших в Турцию, были старшины: майор Белый, полковник Чепига, бывший уже в это время Херсонским предводителем дворянства и секунд-майор Головатый.

Потемкин ордером на имя Белого приказал собрать раду, выбрать себе старшину и произвести запись «охочих служить в казаках». Очень скоро «охочих» набралось более 12 тысяч; был учрежден кош возродившегося Запорожского войска, получившего название «войска верных казаков Запорожцев».

В эту войну запорожцы творили чудеса храбрости и особенно отличились при осаде Измаила, Очакова и при взятии крепости Березани.

От князя Потемкина запорожское войско получило название «Черноморского казачьего войска», и ему были обещаны для поселения земли на Таманском полуострове.

По окончании войны прошла надобность в войске верных казаков и им отвели для поселения земли, отнятые у Турок между реками Бугом и Днестром, где в Слободзе-Руфе, они основали свой кош. Со смертью князя Потемкина совершенно рушились у запорожцев надежды на получение обещанных Таманских земель.

Собравшись на раде,  Запорожцы решили послать в Петербург депутацию. Депутация от Черноморцев, во главе с войсковым судьей Головатовым, была благосклонно принята Императрицей Екатериной II, которая подтвердила обещание кн. Потемкина и даровала им для поселения земли от Тамани до реки Кубани при грамоте от 30 июня 1792 г., с пожалованием войскового знамени и литавр.

На новоселье своим Черноморцам Государыня послала через Головатого грамоту и хлеб-соль. Пожалованный Царицею хлеб и грамота были торжественно встречены в Коше Слободзеи, где Кошевой разделил хлеб на части; одну часть оставил на вечную память на хранение в войсковой церкви. Радости и благодарности Милостивой Царице не было конца.

Тотчас же под командой полковника Саввы Белого была отправлена первая флотилия с пехотой Черноморцев на вновь пожалованные земли.

Выступила Черноморская флотилия 16 Августа 1792 года и 25 Августа прибыла на Таманский берег.

В память столетия этого события 5 Октября 1911 года в станице Таманской открыт памятник «первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 Августа 1712 года.

(что-то сильно с датами в тексте напутано – прим. КВН).

Таким образом из оставшихся в России запорожцев образовалось Черноморское казачье войско, переименованное впоследствии в Кубанское казачье войско.

Переселившиеся же в Турцию после уничтожения сечи запорожцы получили от султана Турецкого земли по Дунаю, удобные для поселения, основали свой кош, выбрали кошевого атамана и завели по управлению те же порядки, какие были у них в России. Во время войн запорожцы обязаны были сражаться в рядах турецких войск. Так в 1817 г.
Запорожцы участвовали в походе турецких войск против Сербов и в 1821 году против греков.

В 1828 г., когда началась Русско-Турецкая война, запорожцы получили приказ Султана препятствовать переходу русских войск через Дунай. На этот раз в них заговорила любовь к отчизне и они передались власти Русского Царя. Это произошло в Мае 1828 г.

Расскажем об этом событии более подробно.