Основное содержание духовно-нравственного развития
Основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание:
— ценностные представления о любви к России, Дону — своей малой Родине;
— первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
— элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
— представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Ростовской области;
— интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, города Ростова – на — Дону, хутора ;
— уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
— первоначальные представления о казачестве, о его исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
— первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, Ростова – на — Дону и ее народов;
— уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Нравственное и духовное воспитание:
— первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);
— первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре Дона;
— первоначальные представления о духовных ценностях донского казачества;
— уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
— знание и выполнение правил поведения в МБОУ СОШ, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
— уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
— установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
— бережное, гуманное отношение ко всему живому;
— стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
— отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
— первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
— уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
— элементарные представления об основных профессиях;
— ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
— элементарные представления о современной экономике;
— первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
— умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
— умение соблюдать порядок на рабочем месте;
— бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
— отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Интеллектуальное воспитание:
— первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;
— представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;
— элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;
— первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
— интерес к познанию нового;
— уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий;
— элементарные навыки работы с научной информацией;
— первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов;
— первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий.
Здоровьесберегающее воспитание:
— первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
— формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;
— базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
— первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
— элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;
— знакомство с традиционными казачьими видами спорта;
— отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
— понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
— первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;
— первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;
— первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
— первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
— первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
— первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;
— первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям традиционной культуры донского казачества;
— проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
— способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
— представления о душевной и физической красоте человека;
— формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
— начальные представления об искусстве донского казачества и народов России;
— интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
— интерес к занятиям художественным творчеством;
— стремление к опрятному внешнему виду;
— отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;
— ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
Правовое воспитание и культура безопасности:
— элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
— первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
— элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;
— интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
— стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
— умение отвечать за свои поступки;
— негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
— знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;
— первоначальные представления об информационной безопасности;
— представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
— элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.
Воспитание семейных ценностей:
— первоначальные представления о казачьей семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
— знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
— представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
— знание истории, ценностей и традиций казачьей семьи;
— уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
— элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях донского казачества.
Формирование коммуникативной культуры:
— первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
— первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;
— первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;
— ценностные представления о родном языке;
— первоначальные представления об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
— элементарные представления о современных технологиях коммуникации;
— элементарные навыки межкультурной коммуникации;
Экологическое воспитание:
— развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
— ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
— элементарный опыт природоохранительной деятельности;
— бережное отношение к растениям и животным Дона;
— понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
— первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;
— элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.