форум казачий стан
  Добавить в избранное    онлайн радио
Вам нужно авторизоваться. Забыли пароль? Регистрация
Январь сб. 20 2018 г. в 4:5
КАЗАЧИЙ РАЗГОВОРНИК
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
10 Топ видео
Календарь




rss2.0



Казачий форум
Модераторы: Ас

Ответов: 8       Страницы: 1
Автор Сообщение
Крепкий
Крепкий
живёт на форуме

Создано
тем: 21,
ответов: 694

Откуда: Дон - Москва

История Казачества

Здорова днявали браты !

У некоторых из нас есть расхождения во взглядах, но всех нас объединяют наши славные предки и наше общее желание воссоздать и сохранить славную Историю Казачества.

А точнее это наша ОБЯЗАННОСТЬ !

Предлагаю начать писать на сайте www.kazakdona.ru
«Историю Казачества», модернизировав раздел «История и статьи».

Просьба Администрацию сайта высказать своё мнение по этому поводу.

Но это будет не книга на 10,000 страниц, а СПИСОК ССЫЛОК на соответствующие интернет-ресурсы, книги, статьи, мемуары, Царские Указы, законы, решения Кругов, летописи, карты и пр..

Мы все и так всем этим здесь занимаемся, но весь материал случаен, распылён по различным темам, не систематизирован и не нагляден. Что-либо найти (даже если сам читал, но давно) – не реально.
А ведь можно организовать всё так, чтобы ничей и никакой труд не пропал, а дополнял труд другого, и как картина из пазлов – постепенно сложится вся. Сказано, конечно, громко, но за короткий срок реально собрать 80 - 90% материалов, находящихся в открытом доступе.

Для начала предлагаю поделить материалы на 2 типа - «скелет» и «плоть».
«Скелет» – это важные события, которые имеют свою дату: сражения, походы и восстания (в которых принимали участие казаки), Царские Указы, решения Кругов, образования казачьих Войск, выдающиеся личные подвиги казаков и пр..

А «плоть» - это все общие материалы, не имеющие определённого года - по быту казаков, традициям, воспитанию детей, воинской тактике и стратегии, и пр. и пр..

Для наглядности эти темы нужно расположить в формате «год – название события». Причём название события писать так, чтобы удобно читалось поисковиками в интернете.

Все эти события будут располагаться единым перечнем в хронологической последовательности, тогда будет наглядно и БУДЕТ ВИДНА ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ.

Любой, посещающий этот сайт, должен иметь возможность дополнить «Историю» новой темой или в существующей теме добавить ссылку на новый документ. Далее любой, кого интересует какая-либо тема, сможет в неё войти и получить массу ссылок на соответствующие источники, изучать материалы и составлять собственное мнение на описываемые события.

Материал лучше заносить по форме, например, как при регистрации на сайте нового пользователя (эту форму Администраторы сайта смогут сделать за 1 день):

Год события – окошко.
Название события – окошко.
Источник – окошко (с фильтром – или «интернет-ссылка», или «книга», или «статья», или «мемуары», или «карта», или «летопись» и т.д.).

Для быстрой сортировки очень важно всем материалам присваивать «метки». Так, при сражении или восстании особо интересны мнения 3-х сторон – обороняющихся, нападающих и незаинтересованной (нейтральной, независимой) стороны, например - иностранцев.

Соответственно «государственников» будут более интересовать материалы с одними метками, «националистов» - с другими, и всем вместе будут интересны материалы от незаинтересованной стороны.

Также должны быть метки – битва, восстание, поход, выдающийся личный подвиг (как Козьмы Крючкова), Царский Указ, решение Круга, летопись, книга, станица, хутор и т.д., чтобы можно было быстро отфильтровать из общего списка – только битвы, только восстания, только решения Кругов, и пр..

Для старта предлагаю небольшую подборку тем, которые легко можно наполнить ссылками на материалы из интернета.

Кстати, ниже неполно перечислены только выдающиеся сражения (большие и малые), где русские войска с казаками одержали победу над многократно превосходящими силами противника. А когда мы будем расширять этот перечень и всеми остальными сражениями, то он расширится до нескольких тысяч.

Повторю: внутри каждой темы могут быть десятки ссылок, порой на различные сайты, но с одинаковыми статьями. Но наша организация дела тем и хороша, что это СИСТЕМА, которая будет только развиваться – вначале накопятся темы (события), затем они наполнятся ссылками, а потом уж из накопленного материала отсеется только оригинальный и наиболее достоверный.

Итак, стартовый перечень:


1552г. Взятие Казани
1572г. Разгром басурман при Молодях или Молодинская битва
1582г. Покорение Сибири Ермаком
1604г. Андрей Корел и Филат Межаков воюют за Лжедмитрия-1
1606г. Епифанец воюет за Лжедмития-2
1606-1607г. Восстание Ивана Болотникова (Илейка Муромец)
1612-1618г.г. Около десятка только крупных восстаний казаков
1637г. Азовское сиденье
1648г. Восстание Герасима Кривушина
1667-1671г.г. Восстание Степана Разина
1707-1709г.г. Восстание Кондратия Булавина
1709г. Полтавская битва
1769г. Разгром шляхты Суворовым при Орехове
1770г. Разгром армией Румянцева татарско-турецкого войска на берегу Прута
1770г. Разгром армией Румянцева татарско-турецкого войска на Ларге
1770г. Разгром армией Румянцева турецкой армии визиря Халила-паши на реке Кагул
1771г. Поход Суворова к Сталовичам
1771г. Разгром шляхты Суворовым при Ландскроне
1772г. Яицкое казачье восстание
1773-1775г.г. Восстание Емельяна Пугачёва
1773г. Разгром Суворовым турок в Гирсово
1773г. Разгром Суворовым турков в Туртукае (№1)
1773г. Продолжение «взятие Суворовым Туртукая (№2)»
1773г. Разгром Вейсманом войска Османа-паши на переправе у Гурбала
1773г. Разгром Вейсманом корпуса Нумана-паши под Кучук-Кайнарджи
1773г. Разгром Вейсманом татарско-турецкого корпуса за Дунаем
1774г. Победа Суворова над Хаджи-Абдур-Резаком у Козлуджи
1787-1791г. Русско-Турецкая война
1788-1790г. Русско-Шведская война
1788г. Взятие войсками Потёмкина Очаковской крепости
1789г. Сражение при Рымнике
1789г. Сражение у Фокшан
1790г. Взятие Измаила
1790г. Разгром Батал-паши на берегах Кубани 30 Сентября 1790 года
1791г. Битва у Мачина
1792-1794г.г. Есауловский бунт
1797г. Персидский бунт
1806-1812г.г. Русско-турецкая война
1807г. Битва при Арпаче
1807г. Сражение под Обилешти
1809г. Сражение у Фрасино
1810г. Битва при Батыни
1810г. Сражение при Базарджике
1811г. Рущуско-Слобозейская операция
1812г. Война с Наполеоном
1812г. Битва при Кобрине
1812г. Разгром персидской армии Аббас-Мирзы отрядом генерал-майора П.С.Котляревского
1812г. Рейд полковника Сысоева с казачьим полком к Могилеву
1812г. Сражение при Мире
1813г. Сражение под Кульмом
1817г. Восстание Бугских казаков
1827г. Ошаканская битва
1829г. Оборона крепости Баязет
1864г. Иканский бой сотни уральских казаков есаула Серова
1865г. Взятие Ташкента войсками генерала Черняева
1868г. Присоединение Бухары и Самарканда к России отрядом генерала фон Кауфмана
1877г. Крепость Баязет-Пацевич+Штоквич
1885г. Бой генерала Комарова на Кушке
1896г. Восстание забайкальских казаков
1914г. Подвиг казака Козьмы Крючкова и его товарищей
1916г. Взятие Урзурумского укрепрайона в Турции Юденичем
1916г. Поход кубанских казаков к англичанам под Багдадом возле селения Али-Гарби
1918г. Троицкое восстание казаков ст. Вознесенская
1918г. Восстание казаков на Таманском полуострове
1918г. Терское восстание
1918г. Новочеркасское восстание
1918г. Бичераховское восстание
1918г. Елизаветинская восстание красных казаков
1919г. Вёшенское восстание
1918-1920г.г. Восстание Гундоровцев
1920г. Восстание казаков-линейцев
1924г. Восстание амурских казаков
1932г. Вторая Чакская война между Боливией и Парагваем




Тема Создана: 27.01.2014 00:04:59

Наш Присуд - вся Россiя !
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Ivan A
Ответ от: 04.02.2014 03:51:41
Ivan A
живёт на форуме

Создано
тем: 0,
ответов: 501

Откуда:Краснодар
Здравия, Крепкий! Почин хороший - самим составить хронологию Казачества. Думаю, нужно указывать не только год события, но и полную дату, так как в том же 1918-1920 гг. без точных дат получится полная мешанина, невозможно будет ничего понять.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Крепкий
Ответ от: 04.02.2014 09:42:03
Крепкий
живёт на форуме

Создано
тем: 21,
ответов: 694

Откуда: Дон - Москва
Здорово Иван !

Естественно. Это пока набросок.

Всё дело сейчас за Администрацией сайта.

Наш Присуд - вся Россiя !
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Kristina
Ответ от: 08.06.2014 13:23:01
Kristina
новичок

Создано
тем: 0,
ответов: 1

Откуда:Bolgaria
Сайт, посвященный Савельеву Евграфу Петровичу http://passion-don.org/index.html ожил! После смерти его администратора я не успела найти никого, кто бы занялся восстановлением сайта. Тем временем подросла моя внучка Алая Цанова и она стала новым администратором. Продолжаем работу над музеем "Казачье зарубежье", будут поставлены все письма, содержащие информацию о судьбах казаков заграницей. Параллельно идет работа над написанием нового издания "Истории" Евграфа Петровича. Огромное спасибо всем казакам, которые помогают в этом святом деле.

Кристина
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Кошель
Ответ от: 18.06.2014 23:39:11
Кошель
живёт на форуме

Создано
тем: 30,
ответов: 1470

Откуда:Москва
Берестецкая битва — сражение между армией Речи Посполитой и казацко-крымским войском (гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий, хан Ислам III Гирей), произошедшее 18 июня — 30 июня 1651 года у села Берестечко на территории Волыни.

Ой чого ти почорніло,
Зеленеє поле?
— Почорніло я од крові
За вольную волю.

Круг містечка Берестечка
На чотири милі
Мене славні запорожці
Своїм трупом вкрили.

Та ще мене гайворони
Укрили з півночі...
Клюють очі козацькії,
А трупу не хочуть.

Почорніло я, зелене,
Та за вашу волю...

Я знов буду зеленіти,
А ви вже ніколи



http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=CRTZHlaSMiQ

великоросс
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Кошель
Ответ от: 05.08.2014 23:15:45
Кошель
живёт на форуме

Создано
тем: 30,
ответов: 1470

Откуда:Москва
5 августа 1584 года - дата гибели Ермака.
Известно, что Ермак со своею дружиною 1 сентября 1581 г. выступил из вотчины Строгоновых, а 26 октября того же года столица Кучума Искер или Сибирь была уже взята казаками. Быстрый успех казаков навел панический страх на подданных Кучума: татары, остяки и вогуличи со своими князьями приходили бить челом победителю. Принимая всех ласково, Ермак приводил в подданство Московскому Царю каждого по его обряду. Затем он продолжал счастливо делать дальнейшие завоевания до 5 августа 1584 г, когда в устье р. Вачая, впадающей в Иртыш весь его отряд и сам предводитель погибли, кроме одного казака, который принес это печальное известие в Искер. Письменный голова Глухов и атаман Матвей Мещеряк, узнав об участи, постигшей Ермака и его сотоварищей, 15 августа 1584 г. с 150 казаками и прочими людьми Строгоновской дружины оставили Искер, которым после того овладел сын Кучума Алей.

5 августа 1649 года Богдан Хмельницкий нанес поражение польской армии.
Польский король Ян Казимир с весны 1649 года стал собирать большую армию, готовя новый поход на Украину. Хмельницкий направил против королевского войска свои главные силы, нанес ему поражение 5 августа 1649 года под Зборовом. От полного разгрома король был спасен крымским ханом, который угрозой объединиться с Польшей против Украины вынудил Хмельницкого заключить с Польшей договор. По Зборовскому договору 1649 года в трех воеводствах – Киевском, Черниговском и Брацлавском – все должности могли занимать только православные украинские шляхтичи (дворяне). Число реестровых казаков увеличивалось. В целом договор частично удовлетворял интересы казацкой старшины, но не отвечал интересам народных масс Украины, остававшейся в составе Речи Посполитой.

5 августа 1775 года окончательно была решена судьба запорожцев. Российской императрица Екатерина II подписала в этот день манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

великоросс
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
rrex
Ответ от: 07.08.2014 21:59:46
живёт на форуме

Создано
тем: 2,
ответов: 1979

Откуда:Саратовская обл.
Русь-Орда, Разин,Пугачев http://www.youtube.com/watch?v=3KXqKZpc-Fo

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
kazak1994
Ответ от: 12.02.2015 13:25:25
пишет постоянно

Создано
тем: 6,
ответов: 99

Откуда:Kazahstan. Astana.
вот информация по Сибирскому Казачьему Войску.

КРАТКАЯ ХРОНИКА СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Войсковой праздник отмечается 6 декабря в память дарования войску в 1800 году «Положения о Сибирском казачьем войске».
Войсковой круг собирался ежегодно 6 декабря.
Войсковое управление располагалось в городе Омске.
http://1otdskv.ucoz.ru/publ/sibirskoe_kazache_vojsko/1-1-0-20

Часовые империи. Сибирское казачье войско на службе отечеству.
http://1otdskv.ucoz.ru/publ/chasovye_imperii_sibirskie_kazaki/1-1-0-26





с уважением казак 1994
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Акмурза Карабай
Ответ от: 24.11.2015 18:34:27
новичок

Создано
тем: 0,
ответов: 1

Откуда:Казахстан
Золотая Орда включала в себя огромную завоеванную территорию от нижнего Дуная на западе до Иртыша и Тобола на востоке, от нижней Камы и Южного Урала на севере до Арала на юге. Не секрет, что монголы относились к религиозным воззрениям покоренных народов нейтрально. Будучи язычниками, они не видели смысла навязывать своё мировоззрение – к тому же глумление над религией – пагубно влияло на спокойствие в империи. Лишние бунты были не нужны. Такая толерантность, способствовала тому, что покоритель стал покоренным. Первым ханом-мусульманином стал Берке (1257-1266). При хане Берке завязались и тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовно обогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени хана Сарай-Берке, а также во многих других покоренных городах поощрялось строительство мечетей и медресе. Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингизхана. В результате этого распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды, прежде всего в лице верховных представителей иных конфессий, которые еще составляли большую часть ордынской элиты и ропот среди основной массы населения, которую составляли жившие в степях кочевники. Процесс исламизации населения происходил по всей Золотой Орде, кроме завоеванных государств и городов издавна исповедовавших Ислам. На степных просторах Заволжья в золотоордынское время долго не было городов, что вполне соответствовало кочевому способу ведения хозяйства. Но в XIV в. при хане Узбеке в степной части Орды начинают возникать поселения и города, создаваемые завоеванным оседлым населением и переходившими к оседлости кочевниками, что неизбежно приводило к исламизации населения. Узбек покусился на святая святых Орды — на закон Чингисхана. То есть сам же, своими руками порушил основы государства. Власть своими руками разрушила незримый и неписаный общественный договор, по которому существовало это образование — Золотая Орда. Таким образом, все последующие ханы после Узбека продвигали идеи ислама вплоть до развала Золотой Орды. Значенимость центральной власти от хана к хану становилось с каждым разом слабее. С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня». Так продолжалось до хана Тохтамыша и его борьбы с ханом сепаратистом Мамаем. И закончил процесс распада Золотой Орды великий и ужасный эмир Тимур, который сначала помог Тохтамышу расправиться с соперником Мамаем, а затем расправился и с ослабленным Тохтамышем. В первой трети XV в. золотоордынская держава окончательно распалась на ряд отдельных владений. В результате возникли Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и чуть позже в 1465 году Казахская Орда.

Анонимный автор «Сборника летописей» отмечает: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (йасак) Чингисхана и перейдем в веру арабов?» Он (Узбек) настаивал на своем, они же, вследствие этого, чувствовали к нему вражду и отвращение и старались устранить его. С этой целью они устроили пирушку, чтобы на ней покончить с ним» (Сборник материалов, 2006, с. 277). Вскоре последовала ожидаемая развязка «диспута». «Сына Токтайа с 120 царевичами из рода Чингисханова были убиты, а тому эмиру, который предупредил его, было оказано полное внимание и заботливость». 120 несогласных царевичей (из персидского сборника) превратились в шайку, не исповедующих ислам (в египетском источнике). Пирушка, на самом деле, была курултаем, собранием чингизидов и темников, где решались важные вопросы, в данном случае, о престолонаследии. Обычно такие мероприятия надежно охранялись. Число захваченных врасплох царевичей показывает, что акция была тщательно спланирована.
Внутренне непрочная, раздираемая на части постоянными междоусобицами феодальной аристократии в борьбе за власть Золотая Орда с конца XIV в. вступила в период своего распада. Этому способствовали поражения ордынцев от войск Тимура (Тамерлана) в 1391 и 1395 гг. Войско грозного среднеазиатского правителя, двинувшееся из Ташкента в северном направлении, спустя несколько месяцев пути по степям в конце мая 1391 г. подошло к Яику. Через несколько дней, форсировав реки Сакмару, Ик, войска Тимура вышли на речку Кундурчу (ныне в Самарской области). Здесь 18 июня 1391 г. произошло ожесточенное сражение с золотоордынскими войсками хана Тохтамыша, в котором последние были наголову разбиты. Тохтамыш — последний великий степной властитель, он на несколько десятилетий остановил распад Золотой Орды. Но процесс уже пошел. После его смерти государство распалось как бы само собой. Я понимаю, что распад Золотой Орды был неизбежен. Просто время пришло другое. Заканчивалась эпоха конно-степной цивилизации, и приходила другая — земледельческая и городская. На севере и западе вырастала городская и земледельческая христианская Русь, на востоке и юге — возникла мощная городская и земледельческая мусульманская цивилизация Тимура. Он хоть и тоже родом степняк, но уже — городская мусульманская ветвь этого конгломерата. Но все же замечу, что надлом начался именно с насильственного навязывания ислама как государственной обязательной религии. Во-первых, вольным степным джигитам навязывать что-то — значит смертельно оскорбить их. Ведь из века в век там жизнь стояла на правиле: самля острая, конь быстрый, а степь большая. Во-вторых — и это главное — жизнь Золотой Орды была устоявшейся сложной системой. И ее — разрушили. Ну, представим, что в сегодняшний многонациональный и многоконфессиональный Казахстан приходит хан-дурак и говорит: «Отныне все будут молиться Конфуцию!» Представляете, что тут начнется?!
Из всего вышеизложенного очевидно, что распад проходил болезненно и кровопролитно. Раздоры и разногласия происходили не только из-за территориальных, но и как констатируют факты на религиозных разногласиях. Если золотоордынская высшая политическая элита высказывала в глаза хану Узбеку свое недовольство, что можно говорить о разносторонней и широкой религиозной элите и их многочисленных последователях. Но Узбека это не остановило. И как показывает история и его потомков тоже. Ислам уверенно и неизбежно зашел в Золотую Орду путем притеснения и насильственного принуждения инаковерующих. Кто-то подчинился этому давлению, но некоторые начали покидать пределы влияния ханов мусульман, чему способствовала начавшаяся гражданская война. Они уходили на окраины разоренной империи, на освободившиеся территории (дикое поле), которые запустевали после многочисленных междоусобных войн и распада на множество мелких ханств с еще не определившимися границами между собой. Все новоявленные государственные образования занимались внутренним устройством и залечиванием недавних кровавых потрясений. На тот момент некому было преследовать беглецов. Вполне естественно, что буддисты направились на восток в сторону Монголии и Китая под крыло единоверцев, а христиане в сторону Руси и Литовского княжества к своим единоверцам и другие поступали также. К концу XV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших возле крупных торговых путей того времени, в частности рек в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Которые стояли буфером между исламским и христианским мирами. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское). Первые письменные источники о них, где фигурирует слово «казак», относятся ко временам Золотой Орды, когда в актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии в пределах Червлёного Яра живущие: «по Великую Ворону возле Хопор, до Дону по караулам» — «народ христианский воинска чина живущий,зовомии Козаци». В т. н. Комиссионном списке I Новгородской летописи (XIV век) упоминается город Урюпеск, «в верхь Дону». Слово "казак" тюркского происхождения и означает "вольный человек", "удалец". Несомненно, первыми казаками были выходцы из степных орд, объединявшиеся в отряды по религиозному признаку. Со временем в ряды казаков начинают вливаться русские единоверцы, так называемые "заполяне", уходившие на степные ("запольные") реки "в молодечество". Они перенимали кочевой (кош-кочевать) образ жизни "ордынских" казаков, их хозяйственные занятия, а главное – способы ведения степной войны. Отсюда и звание «кошевой атаман» и много других тюркизмов в языке казаков. Следы совместной жизни сохранялись достаточно долго. Прием в казаки был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. Казаки ходили на службу в церковь, хотя никогда не постились. Более откровенно об этом пишет немецкий историк Г.Штекль. Он указывает, что “первые казаки были крещенные и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем – в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков”.
Еще С.М. Соловьев приводил в подтверждение этого интересный пример – в XVI в. одним из главных донских атаманов был Сары-Азман преследовавший русского посланника Новосильцева. Контакты рязанцев со степняками вызывали опасение у московского великого князя. Об этом свидетельствует интересный документ – послание Ивана III вдовствующей рязанской княгине Аграфене, датированное 1502 г. Обращаясь к ней, московский государь требовал от рязанских властей принять самые решительные меры против донских казаков и тех русских людей, кто "пойдет самодурью на Дон в молодечество". Рязанская земля, находившаяся на границе Руси и "Поля" стала колыбелью казачества. Первое упоминание о рязанских казаках относится ко времени битвы на речке Листани в 1443 г. Пришедшие тогда в Рязанскую землю отряды татарского царевича Мустафы были атакованы не только войском московских воевод В.И. Оболенского и А.Ф. Голтяева, но и мордовскими лыжниками и казаками, пришедшими "на ртах (лыжах. – В.В.) с сулицами и с рогатинами, и с самлями". Совместными усилиями противник был разбит. Исключительно важная роль, сыгранная жителями рязанского порубежья в формировании казачества, подтверждается и другими дошедшими до нас документами. В 1501 г. прибывший из Кафы посол Алакозь просил у Ивана III нанять "казаков рязанских десять человек, которые бы на Дону [дороги] знали". Великий князь с пониманием отнесся к просьбе посла и обратился с соответствующим распоряжением к княгине Аграфене.
Со временем русский элемент среди селившихся на Днепре и Дону казаков стал преобладающим. Тем не менее, даже в конце XV – начале XVI в. в "Поле" оставались и "ордынские казаки", совершавшие дерзкие нападения на русские "украины". Постепенно они были оттеснены к Азову. Остатки этих "лихих казаков" (200 чел.) в 1503 г. пытался набрать на службу крымский "царевич" Бурнаш-Гирей. Дальнейшая судьба их неизвестна, но вполне возможно, что они вошли в состав донского казачества.
Интересы казачества постоянно сталкивались с силами, враждебными христианскому миру. В данном случае Русскому государству – Турцией, Крымским ханством, Ногайской ордой. Немногочисленные, но хорошо организованные казачьи отряды наносили противнику серьезный урон, вынуждая его считаться с собой. Появление враждебного татарам вольного христианского казачества не могло не встревожить властителей Крымского юрта. Борьба казаков с татарами и ногаями наиболее ожесточенный характер приняла на рубеже XV и XVI вв. В 1515 г. диздар (комендант) Азова Бурган жаловался Василию III на мещерских казаков, в непосредственной близости от турецкой крепости пленивших трех местных жителей. В это время рязанские и мещерские казаки уже чувствовали себя хозяевами на Дону. В те годы шел интенсивный процесс объединения тюркского и русского компонентов казачества, нашедший отражение в документах. В 1538 г. из Москвы писали в Ногайскую Орду: "На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки; а из наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят".

В Мещере сформировалась своеобразная общественная жизнь мишарей – она длительное время служила основным поставщиком казаков для военных целей, чему способствовали природные наклонности мишарей. Они оставались скотоводами – имели крупные стада скота, табуны лошадей. Казакование служило не только значительным источником существования, но и способствовало признанию боевых качеств мишарей. О своеобразии Мещеры в этом отношении говорил тот факт, что здесь отождествлялось два, казалось бы, разных понятия “татары” и “казаки”. Простые татары у русских назывались казаками, да и сами они себя тоже называли казаками. Мещера сыграла большую роль в формировании донского казачества. Речь идет о XV-XVII вв. Новый этап в развитии донского, а затем и волжского казачества начинается именно в этот период, и берет начало в Мещере. На Дону и Волге сливается два потока: поток из Мещеры и поток из самой Степи. Как раз это имеет в виду В.Н.Татищев, когда пишет, что “начало сих казаков (донских) из двух мест: одни жили в Мещере по городкам, и главный их город был на Дону, называемый Донской, где ныне монастырь Донской”.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Ответов: 8       Страницы: 1




Новых тем на форуме

сетевая война, политика, геополитика 85569Сергей Кривошеев 15-01-18 21:32  
Разыскиваются лжеказаки! 63rrex 14-01-18 12:18  
РОССИЯ 20056тюльпан 13-01-18 22:52  
Моя литературная страница 10634Сергей Кривошеев 08-01-18 19:11  
Казачий новостной канал в Telegram 38aal 15-12-17 01:26
Виктор Водолацкий – и не атаман и не депутат, а так… 56Rubickcon 14-12-17 21:38
Козловцевы 754rusja 23-11-17 18:46  
Как подтвердить казачество? 20375Тарасов 10-07-17 17:51  
Старинные казачьи слова 34863Olegko 26-06-17 19:12  
Беглые холопы?! 589sarmat22 11-06-17 00:25  
Вход
Логин вводите на латинице:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно авторизоваться.
Забыли пароль?
Регистрация
На сайте
Гостей: 4
Пользователей: 0


КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
Казак FM







Реклама
ИСТОРИЯ
 
форум казачий стан
Веб студия Кухня вкусных сайтов
Разработка сайта LevKoWeb
KAZAKDONA.RU © 2007-2017
Работает под управлением WebCodePortalSystem v. 7.1.00