форум казачий стан
  Добавить в избранное    онлайн радио
Вам нужно авторизоваться. Забыли пароль? Регистрация
Ноябрь вс. 18 2018 г. в 1:23
КАЗАЧИЙ РАЗГОВОРНИК
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
10 Топ видео
Календарь




rss2.0



Казачий форум
Модераторы: Ас

Ответов: 6       Страницы: 1
Автор Сообщение
Игорь ДВ
Игорь ДВ
пишет постоянно

Создано
тем: 10,
ответов: 61

Откуда:Урюпинск

Головной убор,причёски казаков

Казачий
чуб — такая же традиция, как лампасы и
папаха. По одной легенде, сбитая на ухо
шапка как раз и прикрывала его отсутствие, а
чуб — часть выбритой наполовину головы, как
брили каторжных. Но эта версия оттуда, из
легенды о «беглом» происхождении
казачества. На самом деле часть савиров (севрюков)
носили чубы даже во времена гуннов. Так они
запечатлены на старинных фресках.



Такой
же древностью овеян и запорожский оселедец,
вероятно заимствованный тюрками и
славянами у готов, для которых он означал
посвящение богу Одину. Хохол (хох-оол) у
алтайцев и сейчас переводится как «сын неба».
Интересно, что у персов (иранцев) слово «казак»
и переводится как «хохолок». Так что
прическа, особенно в прошлом, — явление
мистическое, сакральное. Донские казаки так
объясняют чуб с левой стороны фуражки:
справа ангел стоит — там порядок, а слева
черт крутит — вот казак и выходит!



По 
традиции, в России 
усы были неотъемлемой частью военной
формы. Кстати, в Отечественную войну усы
носили гвардейцы. Восходит это к арийцам, у
которых усы носили «кшатрии» — воины, и они
символизировали крылья.



Казаки-старообрядцы
бороды не брили, и особой «привилегией»,
дарованной Петром I, было разрешение
казакам носить бороду. Фасон бороды
определялся способом бритья — концом шашки,
подвешенной за темляк, выбривались три
плоскости: щеки и шея. Казаки не носили
обручальных колец, и борода говорила о том,
что казак женат.



Казаки-старообрядцы
не носили чубов, стриглись «в скобку» — так,
чтобы лицо было обрамлено прической, как
скобой, или «под горшок», «под арбузну корку»,
когда волосы подстригаются в кружок —
ровно спереди и сзади.
 

Шапка
— продолжение головы. У казаков папаха или
фуражка играла огромную роль в обычаях и
символике. Папаха с цветным верхом или
казачья фуражка с околышем символизировала
полноправную принадлежность к станичному
обществу. На кругу казаки находились в
шапках. Собственно, ими голосовали. Перед
избранным атаманом шапки снимали, а он свою
надевал. Снимал шапку и выступающий. Если
есаулец нахлобучивал ее обратно — значит,
говоривший лишался слова.



Шапку
кидали во двор «хваленке», предупреждая,
что придут свататься. Папаху или фуражку
привозили с войны и клали на божницу, если
казак погибал. В такой дом никто не мог
войти без приглашения старшей в доме вдовы.
Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный
с женщины платок, были смертельным
оскорблением, за которым следовала
кровавая расплата.



При
возвращении с войны или службы казаки
приносили шапки в дар родовым рекам, бросая
их в волны. Казак, женившийся на вдове,
приносил к Дону или Кубани фуражку
погибшего казака и пускал ее по воде со
словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не
грехом смертным, но честию беру твою жену за
себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет
тебе земля пухом, а душе райский покой».



В шапку
зашивали иконки и написанные детской рукой
охранительные молитвы. Обычай нашивать на
фуражки и папахи награды — мляшки с
надписью, за что награжден полк, еще больше
увеличил духовную ценность головного убора.



За
отворот папахи казаки клали особо ценные
бумаги и приказы. Надежнее места не было —
потерять папаху казак мог только с головой. Серьги
(у мужчин) означали роль и место казака в
роду. Так, единственный сын у матери носил
одну серьгу в левом ухе. Последний в роду,
где нет, кроме него, наследников по мужской
линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги
— единственный ребенок у родителей. Кроме
символического, сакрального значения
языческого древнего оберега серьги играли
и утилитарную роль. Командир при равнении
налево и направо видел, кого следует в бою
поберечь.



Казаки
традиционно следили за собственной
внешностью. Исходило это прежде всего из
уставных требований об опрятности. Так,
строевого казака старший по званию мог
прямо на улице заставить разуться и
показать чистоту ног или нижнего белья — от
этого в боевой обстановке, в походе, где
любая болезнь разносится мгновенно, как
пожар, часто зависела жизнь целого
подразделения. Однако были и другие причины.
Казак постоянно был на людях. В отличие от
солдат, которые месяцами не выходили из
расположения части, казакам часто
приходилось куда-то скакать с поручениями,
почтой, переезжать с место на место. Даже на
службу они отправлялись особым образом.
Собранный в станице полк получал приказ к
определенному сроку быть, скажем, в Москве
или в Петербурге, рассыпался на звенья по
три-пять человек и добирался до
назначенного места самостоятельно. При
этом шли разными дорогами, чтобы не
отягощать постоем крестьян, у которых
останавливались ночевать и за чей счет
кормились. Вот эта особенность службы
заставляла казаков уметь быть желанными
гостями. Казак просто обязан был быть
обаятельным, веселым, приветливым и
остроумным. И так было на самом деле —
казаков ждали, потому что с ними в
крестьянских избах поселялось веселье.
Бывалые, остроумные, веселые люди всегда
были разговорчивы, добродушны, могли попеть
и поплясать. Не случайно за казаками бежали
ребятишки, провожая их далеко за околицу.



Но и
этому следовало учиться. Такой школой была
традиционная казачья «беседа». Молодые
казаки покупали в складчину вино. Для
беседы выбирался гулебный атаман, кошевой...
Все происходило, как на кругу, только это
был шутливый, веселый круг, где казаки и
пели, и плясали, и обменивались шутками.



Происходило
это обязательно далеко от дома, в степи,
чтобы никто не видел подгулявших казаков. В
соответствии с казачьей моралью казак мог
пить сколько угодно, но не имел права
напиваться допьяна. Особой приметой беседы
была серебряная чарка — пили из нее по
кругу, а вино черпали из ведра. Чарка
сохранялась от беседы к беседе у кошевого,
для которого большим преступлением было
чарку потерять. Особенностью казачьих
бесед было то, что «гулеванили по годам».
Старик никогда бы не пошел на беседу с
младшими по возрасту. Старики собирали
беседы где-нибудь в саду, там откапывался
бочонок вишневки, там, сидя на коврах,
старики пели и разговаривали до утра.
Избранным молодым разрешалось бывать на
стариковских беседах, что считалось
большой честью. Собирались на беседы и
женщины, как правило, вдовы старших
возрастов. Но такие беседы проходили обычно
за закрытыми ставнями. Появление на них
замужней женщины не поощрялось, а если
вдруг в веселом кругу оказывалась девушка,
то крутая отцовская разборка ждала всех
домашних, перепадало и теткам, и крестной...
В казачьих винодельческих краях культура
застолий была очень высока. Это  
выражалось, в частности, в том, что
пьяниц не было,  всякий
захмелевший казак был презираем, потому
отсыпался в степи и потом задами, 
стараясь никого  
не   встретить,  
добирался домой, чтобы никто не видел
его «неисправным».





Тема Создана: 19.05.2009 00:30:47
«Казачье око видит далеко»
«Бог не без милости,казак не без счастья»[/color][color=green]
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Ksenos
Ответ от: 22.05.2009 16:34:44
новичок

Создано
тем: 1,
ответов: 18

Откуда:Москва
С чего вы взяли, что казаки-старообрядцы бороду брили и скобу носили? И кстати под горшок и скоба - разные прически. Под горшок - это когда кругом стригутся волосы и на затылке подбриваются, а под скобу - когда сзади оставляются, а спереди челка ровно подрубается, но короче чем с боков. Емельян Пугачев, Степан Разин, атаман Платов (герой освободивший Москву от Наполеона) - были старообрядцами, под горшок они не стриглись как видно по портретам)).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
qqqqqq
Ответ от: 24.02.2010 12:48:23
пишет иногда

Создано
тем: 5,
ответов: 27

Откуда:Белая Калитва
Прошу не забывать,что в головных уборах во время проведения круга казаки находились НА УЛИЦЕ! Так как круги проводились НА МАЙДАНЕ! А то, что происходит порой сейчас-просто стыд какой-то. Не мог казак войти в помещение не перекрестившись на иконы,красный угол-а кто же осеняет себя крестным знамением в головном уборе кроме священника?

вот как-то так.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Коновалов-Михайлов
Ответ от: 04.09.2011 22:21:08
Коновалов-Михайлов
новичок

Создано
тем: 1,
ответов: 8

Откуда:Тольятти
Без полноценной бороды в старообрядческой церкви дальше порога не пустят, церковь старообрядческая бывает разная.
после раскола, разделилась: безпоповцы( иконники; безиконники);беглопоповцы; австрицы(епархию старообрядчества, заветы, обряды в исконном варианте перенесли в Австрию).
Среди Казаков старую веру не многие поддерживали, но кто поддержал, низкий поклон.
Казака старообрядца можно узнать не только по крестному знамению, но и по нательному кресту и ЛЕСТОВКЕ, крест мужской и женский отличается по форме.
Крест соблюдает все каноны, в отличие от никановского.
Из старообрядцев вышли характерники.



[color=blue][/color]
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Коновалов-Михайлов
Ответ от: 04.09.2011 22:30:06
Коновалов-Михайлов
новичок

Создано
тем: 1,
ответов: 8

Откуда:Тольятти
Обряды старообрядцев проходят по всем канонам даже если судить по времени в отличие от никонианцев (крещение; венчание) целый день, во круг алтаря обряды совершаются по часовой стрелке, а не против.
На смерть Казаку клали белую лестовку, в поход казак брал чёрную.

[color=blue][/color]
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Коновалов-Михайлов
Ответ от: 04.09.2011 22:31:57
Коновалов-Михайлов
новичок

Создано
тем: 1,
ответов: 8

Откуда:Тольятти
Слава богу мы КАЗАКИ, СПАСИ ХРИСТОС!

[color=blue][/color]
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Кошель
Ответ от: 04.09.2011 23:38:18
Кошель
живёт на форуме

Создано
тем: 30,
ответов: 1470

Откуда:Москва
У старообрядцев и праздничные одеяния у прихожан глаз радуют. У меня рядом старообрядческая митрополия, так в праздничные дни - красотища. Да и в любой день не увидешь баб в миниюбках или джинсах.

великоросс
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Профайл E-mail Письмо  
Ответов: 6       Страницы: 1




Новых тем на форуме

РОССИЯ 23268KazakDona 09-11-18 12:29  
КАЗАКИ - ЭТО РУССКИЕ 8125омельченко 21-08-18 01:32  
Титapeнко,Лeбeдинскиe,Paковскиe поиск pодствeнников 82Лeбeдинский A.В. 18-08-18 06:03
Стихи Олега Воротынского 2103Крепкий 01-08-18 00:50  
КЛАД 49Олег Воротынский 31-07-18 16:56
Как подтвердить казачество? 24049Serg_Usach 16-06-18 22:36  
сетевая война, политика, геополитика 87930Сергей Кривошеев 18-04-18 17:03  
Разыскиваются лжеказаки! 1879rrex 14-01-18 12:18  
Моя литературная страница 12796Сергей Кривошеев 08-01-18 19:11  
Казачий новостной канал в Telegram 207aal 15-12-17 01:26
Вход
Логин вводите на латинице:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно авторизоваться.
Забыли пароль?
Регистрация
На сайте
Гостей: 4
Пользователей: 0


КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
Казак FM







Реклама
ИСТОРИЯ
 
форум казачий стан
Веб студия Кухня вкусных сайтов
Разработка сайта LevKoWeb
KAZAKDONA.RU © 2007-2018
Работает под управлением WebCodePortalSystem v. 7.1.00