форум казачий стан
  Добавить в избранное    онлайн радио
Вам нужно авторизоваться. Забыли пароль? Регистрация
Май пн. 29 2017 г. в 6:59
КАЗАЧИЙ РАЗГОВОРНИК
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
10 Топ видео
Календарь




rss2.0

Социальная сеть казачества Мы казаки!

История и статьи

История происхождения казаков

Материал добавил: А. Соломкин.
Добавлено: 2015-05-26 22:46:27


До последнего времени многие люди считали, что Казаки это беглые крестьяне, бежавшие на Дон и Запорожье (остров Хортица) от произвола помещиков.

Что русский богатырь - Илья Муромец был одним из первых вольнолюбивых людей, от которого пошел род казачий. Что это не народность, а сбор независимых ни от кого людей, собравшихся с разных мест нашей необъятной России. Если эти люди собирались в одном месте, тогда откуда, кроме Донских казаков и «Запорожских» появились Яицкие казаки, Уральские, Терские и т.д.? И почему после разгрома Екатериной Запорожской сечи, Казаки просили у неё за заслуги - Кубанские земли, а не Псковские или Тверские?

Как оказалось, Казаки – это народность, образовавшаяся как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос – Сака и Приазовских славян Меото – Кайсаров с некоторой примесью Асов – Аланов (Донцов).

Греческий географ Страбон писал, что в горах Закавказья существует военный народ – Коссахи при жизни Христа. Это начертание Косакос сохраняется вплоть до 10 века. В античную эпоху русские летописцы стали смешивать его с общекавказскими именами Касагов, Касогов.

Первоначальное греческое начертание Коссахии, даёт два составных элемента этого названия «Кос» и «Сахи», что в переводе со Скифо – иранского означает – «Белые олени».

От глубокой древности и до сегодняшних дней жизнь Казаков связана с Северозападной частью Скифии азиатской. Курганные погребения с одним конём рассказывают, что Казаки вели кочевой образ жизни. При переселении в 3 -2 веке до рождества Христова из Закавказья на Северный Кавказ племена постепенно переходят к осёдлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотов. В результате процессов, которые в археологии принято называть «Внедрением Сарматов в среду Меотов», на Северном Кавказе появился Славяно – туранский тип народности.
Казачий антропологический тип и разговорная речь формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских славян.

В 965 году Земля Касак (Косак) путём завоевания попала под власть Киева и в 988 году передана в управление одному из Рюриковичей, Мстиславу Владимировичу. После смерти отца он отсоединился от Киева и со своими Коссаками и Казарами занял Подонские и Донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою - под Лиственном, Мстислав разбил войско Киево–новгородского князя Ярослава и стал государем державы, которая получила название по главному городу Томаторкани (Тьмутаракань).

Томаторкань объединяла в своих границах все племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, включая Курск и Рязань вплоть до прихода в Черноморские степи племенного союза Кичпаков или Половцев. Эта колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков – Черкасов ушедших на Дон и Днепр ещё полтора века после прихода Половцев оставалась независимой.

С приходом Монголов в 1223 году Казаки бились против Руси на р. Калке. После установления власти Золотой Орды (1240г.) все казаки остались в границах Татарской империи и получили прозвание Ордынские Казаки. Они продолжали пользоваться некоторыми автономными правами: имели во главе своей церкви, епископов Сарайских и Подонских, в большинстве сохранили славянский язык и христианскую веру, оставаясь под властью ханов до конца 14 столетия.

Исключение составляли только те, что скрылись в горах между Кабардинцами – будущие Гребенские и Горские казаки. В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: «Тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкассы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Без сомнения, речь идёт о (стране Черкассой) Пятигорье.

После притеснения Монголо –Татарских ханов склонить Казаков к Мусульманству, Казаки ушли и стали двумя «речными республиками»: На Дону и Нижнем Днепре. Казаков – Черкасов ушедших на Днепр Украинцы называли Чёрными Клобуками из-за чёрных папах, которые те носили на голове. Их головы были гладко выбриты, кроме пышной, свисающей пряди волос на макушке, с пышными усами . Они носили широкие шаровары опоясанные кушаком. Все они, попав на Украину, стали называться Запорожскими казаками и оставались там семь веков, пуская «казачьи корни».

В 1380 году Казаки приняли активное участие в битве на Куликовом поле. Об этом говорит старинная летопись, сохранившаяся в записях в Москве: «Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци», выступив на стороне Московского князя Дмитрия Донского. На следующем историческом этапе в 16 – 18 вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Черноморских казаков.

Некрасовские казаки. Атаман Игнат Некрасов сподвижник атамана Булавина (Булавинское восстание) в борьбе с Петром-1 за независимость Донской республики и сохранение старой веры (крещение двумя перстами - староверы). После гибели Булавина в 1708 году, Казаки численностью 8000 душ ушли на исконные земли и обосновали на Средней Кубани при Лабе, на Таманском полуострове три городка: Блудилинский, Голубицкий и Чирянский.

Для сохранения старых укладов и порядка попросили защиты у Турецкого Султана и с его разрешения в 1740 году переселяются в Добруджу и возле озера Майнос основывают пять основных селений: Большие Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку.
Живя обособленно и изолированно, вдали от русских границ Некрасовцы сохранили общественно – демократический устрой, какой был на Дону и на Кубани, сохранив культуру своих предков.

Неоднократно Майнос посещала чума. Они умирали от неизвестной тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их уменьшалась с каждым десятилетием. Когда их посетил английский путешественник Мак – Фарлен (18 ноября 1847г.), то на Майносе насчитывалось 300 домов. Страх перед чумой и холерой был у них так велик, что они запретили осматривать их селения. У ворот стены (селение было обнесено стеной) всегда дежурили вооружённые Казаки. Мак –Фарлен писал, что у Некрасовцев было 5 учителей, два священника и сравнительно высокое образование. Их отличало трудолюбие, порядок и чистота жилищ. Если кто-то из них женился или выходил за муж за пришлого, то мужа или жену не казацкого рода обязательно оставляли у себя не отпуская своих на сторону.

Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство и охота.
Общественное устройство Майноса, быт, семья, нравственные устои определялись «Заветами Игната Некрасова». Вне сомнения «Заветы» - это древний кодекс казачьего обычного права.
Современные этнографы записали с устных пересказов свыше 170 статей этого свода законов.
Абсолютной властью в обществе Некрасовцев – был круг, на котором решались все важные вопросы , избирали атаманов и могли контролировать их действия. Сменить до срока или призвать к ответу за неблаговидные поступки.

Так, В. П. Иванов-Желудков, посетивший Майнос в 1863 году рассказывал о необычной честности царившей в поселении Некрасовцев. Посреди улицы валялся кем-то забытый мешочек с деньгами и никто его не брал, понимая, что это чужое. О равенстве и братстве, что атамана можно было высечь, и секут, если он ведёт себя недостойно. «Точно так же, как и простого Казака кладут ничком, а после процедуры заставляют поклониться в землю и поблагодарить словами – Спаси Христос, что поучили! Затем ему отдают его булаву, символ власти, которую на время наказания отбирает какой-нибудь старик». А, вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Христа ради, господин атаман!» - Бог простит! отвечает народный избранник, почёсывая ушибленное место, и всё входит в прежний порядок.

Начиная с 1912 года с разрешения Русского правительства, Некрасовцы стали возвращаться в Россию, на Кубань. К 1958 году в СССР собралось 7.200 душ обоего пола. Из них майносцев 1200 человек. Именно последние, принесли с собой много интересных данных о старом языке, обычном праве и фольклоре Донских казаков.

Кубанские Казаки. После Русско-турецкой войны границы России к 18 веку расширились, и жители Запорожской Сечи, охранявшие тогда пограничные рубежи, оказались в глубине Российской империи. Казаки, живя вольно и раздольно, грабили и разоряли Русских купцов, собирали дань за проход по реке и т.д. «Вольница» в приграничье Екатериной ещё терпелась, и Екатерина закрывала глаза на проделки казаков. Но теперь, внутри России Запорожская сечь была не нужна. Она была как «осиновое гнездо», что дало право Екатерине обложить (окружить) Запорожскую Сечь войсками с пушками и разогнать низовую республику. Запорожское войско было распущено.

Тогда Казаки пришли с просьбой о защите и поддержке к Григорию Потёмкину, фавориту царицы Екатерины, так как он был принят Казачьим Кругом Запорожцев в казаки; под именем Грицько Нечёса. Потёмкин, на листках бумаги показал все хорошие деяния казаков и плохие.

Причём хорошие были написаны большими, крупными буквами, а плохие - мелким шрифтом. В результате сверки плохих дел оказалось в два раза больше по объёму. Казаки ушли от Потёмкина ни с чем.

С весны 1783 года благодаря очередной победе русского оружия в Русско – турецкой войне - Кубань стала границей России. Александром Суворовым была основана Азово-Моздокская полоса земледельческих поселений. Эти земли нужно было не только заселять, но и охранять.

Потёмкин, помня о просьбе Казаков предложил Екатерине использовать казачье рвение и умение приспосабливаться к новым условиям жизни и способности охранять пограничные рубежи. Казакам было дано прощение и высочайшее пожалование Тамани и Приазовья с правым берегом Кубани от устья её к Усть-Лабе. Так, одним росчерком пера, они превратились из Запорожских казаков в верных Черноморских казаков. И в 1793 году высадились на Таманский полуостров и расположились станицами.

Для защиты от нападений с турецкой стороны 40 станиц-куреней выставили: 10 конных и 10 пластунских полков (Пластуны – это бедные казаки, которые были не в состоянии купить себе коня).

В 1794 году к ним на помощь были принудительно переселены Казаки с Дона, основавшие станицы Усть-Лабинскую, Кавказскую, Ладожскую и т.д. Жители этих станиц выставили ещё один полк. Их назвали Линейными казаками.

Между 1809 и 1825 гг. на Кубань переселено 89.616 душ Днепропетровских Казаков обоего пола. Они основали станицы: Новощербиновскую, Новокорсунскую, Новотиторовскую, Елизоветенскую, Павловскую и т. д. В 1848 году с Днепра снова переселено 14.347 душ казаков в станицы Должанскую, Камышеватскую и город Ейск. Тогда же 25 тысяч Полтавских Казаков вселено в линейные станицы, что повело к смешению в них диалектов донского и черноморского. В 1860 году все Кубанские Казаки т.е. Войско Черноморское и станицы шести бригад Кавказского Линейного Казачьего войска соединены в одно военно-административное общество – Кубанское Казачье Войско, которое, до полного завоевания Кавказа
выполняло кордонную службу.

После того, как кавказские границы отодвинулись далеко на юг, Кубанские казаки должны были принять на себя новый вид службы. Их полки были включены в Русскую армию в качестве иррегулярных частей и стали появляться на всех фронтах наступательных и оборонительных войн России.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  На верх


История и статьи
Статьи от пользователей
Вход
Логин вводите на латинице:

Пароль:


Запомнить меня
Вам нужно авторизоваться.
Забыли пароль?
Регистрация
На сайте
Гостей: 5
Пользователей: 0


КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
Казак FM







Реклама
ИСТОРИЯ
 
форум казачий стан
Веб студия Кухня вкусных сайтов
Разработка сайта LevKoWeb
KAZAKDONA.RU © 2007-2016
Работает под управлением WebCodePortalSystem v. 7.1.00