Тема:

9 мая 1 год назад

В Израиле ветеранов Великой Отечественной чествуют аплодисментами

Сегодня в Израиле уже никто не спрашивает, что это за люди, что за ордена у них на груди. Солдат Отечественной войны встречают на улицах Иерусалима, Хайфы аплодисментами. И как дань уважения, адресованного именно этим воинам, в Израиле День Победы отмечают в статусе государственного праздника.

Сегодня в Израиле уже никто не спрашивает, что это за люди, что за ордена у них на груди. Солдат Отечественной войны встречают на улицах Иерусалима, Хайфы аплодисментами. И как дань уважения, адресованного именно этим воинам, в Израиле День Победы отмечают 9 мая, как и в России, уже третий год подряд в статусе государственного праздника.

"С нами присутствуют и внуки и правнуки, которые служат в Армии обороны Израиля, и ... наше государство, ибо наша победа и стала преддверием создания этого государства", – говорит Эфраим Паперный, председатель Союза ветеранов и инвалидов войны города Ашдод.

Полмиллиона солдат и офицеров, генералов Красной Армии были евреями. Они не могли сдаться в плен, не могли рассчитывать на выживание в оккупации. Они сражались с мужеством обреченных и победили.

"Я советую всем национальностям, чтобы брали пример именно с евреев. Героев Советского Союза – евреев больше всех национальностей", – сказал Григорий Гладштейн, ветеран Великой Отечественной войны.

Биография Григория Гладштейна вместила в себя две войны: Третий украинский фронт Второй мировой и Синайскую кампанию в Израиле, где он был солдатом в бригаде Ариэля Шарона.

На параде рядом с ветеранами их внуки. На многих форма Армии обороны Израиля. Это молодое поколение знает, кому оно обязано победой, спасением народа, созданием государства. Однако это понимают и ценят в Израиле далеко не все.

"Около меня просто, в общем, народ, видимо, такой. Знаете, подумаешь, ну и что, мы ... Для них это ничего не значит. К сожалению, к сожалению", – говорит Далила Коганова, ветеран Великой Отечественной войны.

Память о войне, о солдатах войны собирает и бережно хранит Давид Зельвенский. Музей "Энергия мужества" создан его руками. Что-то он сумел вывезти из распадавшегося в начале 90-х Советского Союза, но большую часть фронтовых песен, фотографий, боевых наград присылали ветераны, репатриировавшиеся в Израиль.

"Я когда объявил о том, что мы будем создавать музей, – о памятнике тогда вообще речь не шла, – будем создавать музейную экспозицию, первую в Израиле, мне кажется, на почте удивлялись, потому что приходили какие-то пакеты, бандероли, на велосипедах доставляли домой, доставляли всю эту почту. И собралась изрядная коллекция", – рассказывает Давид Зельвенский, руководитель музея ''Энергия мужества''.

Давид Зельвенский надеется, что его музей наконец получит официальный статус и найдет постоянное пристанище в мемориальном комплексе, посвященном воинам, победившим фашизм, в приморском городе Нетане.

"Эта идея, которую поставил премьер-министр Владимир Путин еще в своем визите в феврале 2010 года, эта идея символизирует на самом деле признание Израиля. Этот вклад, который внесла Красная Армия в победу, который сегодня не всем понятен и в Европе, и в Америке", – говорит Алекс Сельский, советник премьер-министра Израиля.

Их все меньше. Самому пожилому ветерану Израиля 103 года, самому молодому – 85, как, например, Вилли Бригеру, сыну полка.

"Я остался живой после двух ранений. Я сын полка, мне было 15 лет, когда первую медаль получил", – вспоминает Вилли Бригер, ветеран Великой Отечественной войны.

В парках и на площадях израильских городов поют сегодня песни военных лет – на русском, на иврите, на идиш. Этих стариков с гвардейской выправкой, что так самозабвенно поют "Синенький скромный платочек" и "Катюшу", с каждым годом все меньше. Но пока в этой стране есть хоть кто-то, кто сможет надеть ордена и выйти на улицы Иерусалима, Бершевы, они будут отмечать 9 мая, поскольку в этом празднике для них все – и пурим, и песах, и День независимости.

День независимости, отмечаемый в Израиле уже 10 мая, символизирует обретение утраченной когда-то родины. Все это заслуга и дело рук вот этих солдат, что так лихо водят хоровод и самозабвенно поют о том, как "едут, едут по Берлину наши казаки".