-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в KAZAKI

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 943


Памятка молодого казака (3)

Пятница, 27 Июня 2008 г. 16:52 + в цитатник
Alexcourageous все записи автора Kazak (200x150, 13Kb)
ПРИНЯТИЕ В КАЗАЧЕСТВО, НАДЕЛЕНИЕ ПРАВАМИ И “ВЗЯТИЕ ПОД ШИНЕЛЬ”.
Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.
Так можно было “служить в казаках”, “жить в казаках”, но полноправными казаками, которых никто не мог упрекнуть в том, что “они де не у нас деланы”, “приписные”, “в казаки поверстанные”, могли стать только внуки или правнуки принятого и то только в том случае, если они жили среди казаков, несли казачью службу и женились на казачках. Сами они считались “поверстанными в казаки” и всегда указывали в документах сословие и национальность, например: “Великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере...”.
То же относилось и к женщине - неказачке. Хотя она обладала, будучи женой казака, всеми юридическими правами, но в среде казачек до конца своих дней казачкой не считалась, поэтому к ней относились более терпимо, прощая то, что коренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурие. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.
Рожденные в браке с иногородними — болдыри — так именовались дети от смешанных браков, проходили обряд принятия в казаки в 3—5—7-летнем возрасте. На Сходе (на Кругу) старики экзаменовали принимаемого в знании молитв и обычаев, затем принимаемый, стоя на одном колене, целовал обнаженный наполовину клинок шашки, Евангелие и Крест, после чего ему дарилась фуражка и он считался казаком “по корню”, то есть по рождению. До срока совершеннолетия могли быть наделены правами малолетки. Например, в землячестве или станице принят традиционный для казаков возраст полноправия 21 год, а казак, отслужив в армии, вернулся с наградой в двадцать лет. Атаман вправе, на Кругу попросить у казаков разрешения, объявить его полноправным казаком, за заслуги перед казачеством.
В момент просьбы наделяемый правами стоит перед казаками, сняв шапку. В случае утверждения просьбы и обретения им всех прав. Атаман благодарит Круг, дотрагивается до плеча принимаемого перначом, со словами:
— Я, Атаман (титул, имярек) по воле Круга, наделяю Тебя - (имярек) полноправием.
Трижды целует казака. Казак кланяется на четыре стороны и надевает шапку.
Точно так же происходит просьба о пребывании мальчиков на Кругу до Уставного срока, с той только разницей, что выводит его в центр круга крестный, либо наставник, либо отец, либо совершеннолетний старший брат. Далее обычным порядком.
Весьма важным актом было “взятие под шинель” (или наделение правами главы семьи старшего, несовершеннолетнего сына).
В случае утраты кормильца вдова через Совет стариков может обратиться к Кругу с просьбой объявить ее старшего сына главою семьи.
С этой же просьбой может выступить Атаман. Если Круг просьбу удовлетворяет:
Казачонок, не моложе 10 лет, встает на стул, на его плечи набрасывается шинель (у кубанцев бурка), полами шинели или бурки он накрывает мать, младших братьев и сестер, Атаман, касаясь его плеча перначом, объявляет:
— Я, Атаман (имярек), объявляю Тебя главою семьи, с этой минуты семья на руках твоих, и домашние обязаны слушать совета твоего.
Старики и казаки могут высказать свои пожелания семье или крестным детей (казакам), которые стоят тут же за спиной объявляемого главой семьи, а затем казаки подносят ему подарки. Обычно Атаман дарит шапку, старики—сапоги, священник— Евангелие.
После этого Атаман объявляет, что:
1. К объявленному главою семьи, на Кругах все казаки обязаны обращаться по имени и отчеству.
2. В отличие от казачьего сироты, получающего полпая, глава семьи получает полный пай и полную часть при любом разделе.
3. Ему не могут отказать в приеме в артельную работу и обязаны платить полную плату.
4. В старину он освобождался от телесных наказаний, в случае нарушения им казачьего обычая, вся ответственность за него падала на всех мужчин—крестных отцов, его братьев—и сестер.
5. За матерью сохранялись полпая вдовы. Если она выходила замуж и ее полпая уходили в приданое, пай сына, главы семьи, оставался неприкосновенным и приндалежал лично ему. Если Атаман считал, что отчим несправедлив к пасынку, он мог своею волею отобрать пай, сдать в аренду, а деньги, полученные от аренды, -истратить впоследствии на снаряжение казака на службу.
Атаман обязан знать, сколько в его общине сирот, издавна они именовались “атаманскими детьми”, о них заботились всей общиной. Старики следили, чтобы сирот не обижали, крестные следили за их нравственностью и физическим здоровьем. Особо одаренные отправлялись за казенный счет учиться.
КАЗАЧЬИ СИМВОЛЫ И ЗНАКИ.
Знамя—символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравших роль музея.
Бунчук—знак Ставки, символ Атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.
Булава, пернач—символ военной власти, которой наделяется Атаман (у запорожцев—гетман).
Насека—посох с металлическим навершием, на котором первоначально “насекались” имена атаманов, владевших насекою, Символ гражданской власти атаманов всех степеней.
Атаманский кафтан и шапка—принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или в Атаманском правлении. (У донских казаков в древности кафтан красный или парчовый, шапка черная больше по высоте обычной папахи.)
Печать—на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.
Сабля—обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.
Медаль—личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: “Атаман станицы...”, впоследствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировалось Имя и Фамилия Атамана и годы его правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.
Чернильница—знак Писаря. Медная с ушками, носилась привязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла Книга.
Казна—железный ящичек, ларец с казною—знак казначея. Ближе к нашему времени тоже замененный Книгой.
Книга—тетрадь для записей в твердом кожанном переплете. В момент Круга, каждый член Атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т. н. Атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Всё сохранялось в Атаманском правлении и Архиве.
Нагайка—знак Есаульца и Приставов на Кругу. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощен.
Шапка—не всякая, специального образца. Первоначально “Клобук со флыком”, папаха, а затем фуражка—знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции “Клобука” перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и неимеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Шашка, первоначально сабля—символ всей полноты прав у казака, а также обладание паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.
В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох.
Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему.
Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На кругу голосовали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел.
По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.
Погоны—неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Башлык—у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака—завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди—следует по делу, концы, заброшенные за спину—свободен, отдыхает.
Посох—символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатые по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе—особо важное сообщение.
Лампас—возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности.
Серьги (у мужчин)—означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии—серьгу в правом ухе. Две серьги—единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Кольцо. Мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это—женская символика. Серебряное кольцо на левой руке—девушка на выданьи. На правой—просватана. Кольцо с бирюзой—жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки—вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил). Иногда носили в ладанке.
ЧИНЫ И ЗВАНИЯ.
На самой нижней ступеньке служебной лестницы стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты. Далее следовая приказный, имевший одну лычку и соответствующий ефрейтору в пехоте.
Следующие ступени служебной лестницы: младший урядник, старший урядник, соответствующие младшему унтер-офицеру, унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру, с соответствющим количеством лычек для современного сержантского состава.
Далее следовал чин вахмистра, характерный не только для казачества, а и для унтер-офицерского состава кавалерии и конной артиллерии русской армии и жандармерии. Вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вахмистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте.
По Положению 1884 года, введенному Александром III, следующим чином в казачьих войсках, но только для военного времени, являлся подхорунжий, соответствующий промежуточному положению между подпрапорщиком и прапорщиком в пехоте, вводившимся также в военное время. В мирное время, кроме казачьих войск, эти чины существовали только у офицеров запаса.
Следующая степень в обер-офицерских чинах—хорунжий, соответствующий подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавалерии. По служебному положению соответствовал младшему лейтенанту в современной армии, но носил погон с голубым просветом на серебряном поле (прикладной цвет Войска Донского) с двумя звездочками. В старой армии по сравнению с советской количество звездочек было на одну больше.
Далее следовал сотник—обер-офицерский чин в казачьих войсках соответствующий поручику в регулярных войсках. Сотник носил погон такого же оформления, но с тремя звездочками, соответствуя по своему положению современному лейтенанту.
Более высокая ступенька — подъесаул. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра. Подъесаулы являлись помощниками или заместителями есаулов и в их отсутствие командовали казачьими сотнями. Погон того же оформления, но с четырьмя звездочками. По служебному положению соответствует современному старшему лейтенанту.
И самое высокое звание обер-офицерского ранга—есаул. Об этом чине стоит поговорить особо, так как в чисто историческом плане люди, носившие его, занимали должности и в гражданском и в военном управлении. В различных казачьих войсках эта должность заключала в себе различные служебные прерогативы.
Слово происходит от тюркского “ясаул” — начальник. В казачьих войсках впервые упоминается в 1576 году, как введенный в Украинском казачьем войске. Есаулы были генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Генеральный есаул (два на Войско)—высший чин после гетмана. В мирное время генеральные есаулы выполняли инспекторские функции, на войне командовали несколькими полками, а в отсутствие гетмана—всем Войском. Но это характерно только для украинских казаков.
Войсковые есаулы выбирались на Войсковом круге (в Донском и большинстве других—по два на Войско, в Волжском и Оренбургском—по одному). Занимались административными делами. С 1835 года назначались в качестве адъютантов при войсковом наказном атамане.
Полковые есаулы (первоначально два на полк) выполняли обязанности штабс-офицеров, являлись ближайшими помощниками командира полка. Сотенные есаулы (по одному на сотню) командовали сотнями. Это звено не привилось в Донском Войске после первых веков существования казачества.
Станичные же есаулы были характерны только для Донского Войска. Они выбирались на станичных сходах и являлись помощниками станичных атаманов.
Походные есаулы (обычно два на Войско) выбирались при выступлении в поход. Выполняли функции помощников походного атамана, в XVI—XVII веках при его отсутствии командовали войском, позднее являлись исполнителями приказаний походного атамана. Для Донского Войска характерны только на указанный период.
Артиллерийский есаул (один на Войско) подчинялся начальнику артиллерии и исполнял его поручения.
Генеральные, полковые, станичные и другие есаулы постепенно были упразднены. Сохранялся лишь войсковой есаул при войсковом наказном атамане Донского казачьего войска.
В 1798—1800 гг. чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии. Есаул, как правило, командовал казачьей сотней. Соответствовал по служебному положению современному капитану. Носил погон с голубым просветом на серебряном поле, пустой без звездочек.
Далее идут штаб-офицерские чины. По сути дела, после реформы Александра III в 1884 году, чин есаула вошел в этот ранг, в связи с чем из штаб-офицерских чинов было убрано звено майора, в результате чего военнослужащий из капитанов сразу становился подполковником.
В казачьей служебной лестнице далее идет войсковой старшина. Название этого чина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков (так называемого войскового старшины). Во второй половине XVIII века это название
в видоизмененной форме распространялось на лиц, командовавших отдельными отраслями управления казачьего войска. С 1754 г. войсковой старшина приравнивался к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году—подполковнику. Носил погон с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя большими звездами.
Ну, а дальше идет полковник. Погон такой же как у войскового старшины, но без звездочек, пустой. Начиная с этого чина, служебная лестница унифицируется с общеармейской, так как сугубо казачьи названия чинов исчезают и идет нормальное генеральское звено, характерное для всей русской армии. Его служебное положение полностью соответствует генеральским званиям Советской Армии.
Кандидат исторических наук Алексей Захарович.
Рубрики:  История
Балясы обо всем
Культура
Традиции
Творчество
Воины,оружие
Статьи
Новости
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку