Нужна ли ассоциация с Украиной Европе?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Вплоть до осени 2013 года среди украинских политиков не было почти никого, кто бы прочёл весь текст Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом (Соглашение). Мало того, в открытом доступе так и не появилось перевода Соглашения на доступный им украинский или русский язык. Максимум, на что хватало терпения этих людей – прочитать сам относительно короткий текст Соглашения без многочисленных приложений к нему, в которых заложены самые скандальные положения. Ведь вместе с приложениями объём документа превышал 900 страниц английского текста.

Публикации с подробнейшим разбором документа появились в феврале-марте 2013 г., а спустя некоторое время в обществе разгорелся масштабный скандал: Соглашение грозило украинской экономике полным крахом, а населению страны – тотальным обнищанием. Уже в сентябре скандал стало невозможным скрывать, и руководство страны было вынуждено лично ознакомиться и с текстом документа, и с независимым анализом последствий его подписания. И, несмотря на мощнейший прессинг со стороны США, Вильнюсский саммит Восточного партнёрства состоялся без подписания Украиной этого документа.

Однако после февральского государственного переворота власть в стране захватили люди, полностью подконтрольные Соединённым Штатам, заявившие о своей готовности 27 июня подписать экономическую часть Соглашения об ассоциации. Решение это является не просто политическим, не учитывающим последствий его для Украины, но и принятым под внешним давлением.

Как мог заметить любой, следящий за подготовкой к Вильнюсскому саммиту, главными лоббистами заключения Соглашения были вовсе не страны Старой Европы, а США, Польша и Литва. Интересы Польши в данном вопросе прямые: обязательства Украины привести своё законодательство к европейским нормам позволят более 80 тысячам поляков потребовать реституции имущества, экспроприированного после присоединения к СССР Западной Украины. Для президента Литвы Д. Грибаускайте, претендовавшей на высокий пост в Евросоюзе, успех саммита означал бы дальнейшую успешную политическую карьеру, но уже на общеевропейском уровне.

Что же касается США, то их интересы относятся к области геополитических и просматриваются в следующем. Во-первых, Соглашение Украина-ЕС обеспечивает разрыв не только экономических связей, но и военно-технической кооперации между Украиной и Россией. Это существенно ослабляет Россию и тормозит её перевооружение. Причиной тому – и отказ Украины от общих с Россией стандартов, и неизбежное введение взаимных таможенных барьеров.

Во-вторых, Соглашение предусматривает интеграцию Украины в общеевропейскую систему безопасности, воплощением которой является НАТО. А ведущую роль в этом военно-политическом блоке играют именно США. То есть фактически речь идёт о приближении американских военных баз к Москве и важнейшим оборонным объектам России на минимально возможное расстояние.

В-третьих, Соглашение открывает дорогу американским компаниям к рынку украинских чернозёмов и промышленной разработке на территории Украины природных ресурсов. На сегодня именно американские агрогиганты, занимающиеся производством генно-модифицированных продуктов, наиболее активно готовятся к расширению производства на территории Украины. А среди членов совета директоров крупнейшей украинской газодобывающей компании числятся сын вице-президента, друг семьи госсекретаря США и экс-президент Польши.

В-четвёртых, негативные последствия для населения Украины, среди которых тотальное обнищание населения, многократный рост безработицы из-за массовых банкротств предприятий малого и среднего бизнеса, скачкообразный рост коммунальных платежей, приведут к массовым миграциям населения. Это ударит и по России, которая будет вынуждена столкнуться с наплывом и обустройством мигрантов, и, увы, по Европе. Причём Евросоюзу придётся решать данную проблему за счёт ухудшения уровня социального обеспечения своих граждан и роста безработицы, поскольку дешёвая рабочая сила, которой являются легальные и нелегальные мигранты из Украины, серьёзно потеснит работающих европейцев. На это наложится неизбежный в таких ситуациях рост этнической преступности.

В-пятых, как Европа, так и Россия будут вынуждены изыскивать средства для ликвидации гуманитарной катастрофы на своих границах. Это существенно ослабит и Россию, и Евросоюз, лишит их возможности манёвра при решении наиболее острых внутренних проблем.

В-шестых, на что почти не обращают внимания, ряд украинских отраслей, вертикально интегрированных в европейскую экономику (например, металлургия и химическое производство некоторых украинских олигархов), столкнувшись с трудностями переходного периода, будет вынужден сократить объёмы производства. Казалось бы, это лишит европейцев конкурентов, что выгодно Европе. Но предприятия украинских компаний, выпускающие продукцию с высокой степенью переработки, находятся именно в Европе, а не на территории Украины и платят налоги в ЕС. То есть речь идёт о дополнительном экономическом ослаблении Евросоюза, что геополитически выгодно США.

При подготовке к подписанию Соглашения никто в ЕС не воспринимал всерьёз возможность конкуренции украинской продукции европейским товарам. Наоборот, даже в пропаганде упор делался на быстрое насыщение Украины качественной европейской продукцией. То есть на получение дополнительного рынка сбыта для европейских производителей. Возможно, такая перспектива существовала ещё пару лет назад, однако экономический кризис к концу 2013 года существенно снизил покупательную способность жителей Украины. А после февральского государственного переворота, экономических экспериментов пришедших в правительство неонацистов и развязанной ими войны с собственным народом, экономическая ситуация в стране ухудшилась настолько, что у населения просто не хватает денег даже на самые дешёвые товары первой необходимости.

По данным исследований кадрового портала HeadHunter, 54% мужчин и 58% женщин систематически не могут «дотянуть до получки», а повышение стоимости коммунальных услуг при замораживании и даже снижении заработной платы уже в ближайшие два месяца приведут к тому, что люди будут просто не в состоянии оплачивать счета, превышающие их зарплату. Уже сегодня средства, необходимые на обслуживание внешних заимствований, превышают 40% ВВП Украины, который существенно упадёт из-за курса нынешних властей на полный разрыв экономических связей с главным потребителем своей продукции, Россией, куда поставляется треть украинского экспорта. То есть после подписания Соглашения об ассоциации Евросоюз получит не новый рынок сбыта, а «чёрную дыру», заглатывающую европейские товары, но не способную их оплатить. Как отразится на европейском бизнесе неоплата поставленной продукции, вопрос хотя и риторический, но способный нанести непоправимый ущерб экономике Евросоюза.

Краткий итог всего изложенного заключается в призыве к осмотрительности. Новая украинская власть продемонстрировала, что в угоду политическим амбициям и интересам США она готова уничтожить собственную страну. То же самое грозит ЕС, если его лидеры неосмотрительно поддадутся политическим амбициям и внешнему давлению. Если главным лоббистом подписания Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза выступают Соединённые Штаты, то существует повод задуматься над тем, совпадают ли их интересы в данном вопросе с интересами Европы.