Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 июля 2014, 22:25

Как спасаются те, кто живет под огнем в приграничных селах на российской стороне?

Снаряды рвутся почти месяц и на российской территории, в приграничных районах. Только за последние 2 недели - больше двух десятков, несмотря на протесты российского МИД и даже предложения российских депутатов последовать примеру Израиля и нанести точечный удар по огневым точкам, обстреливающим российскую территорию.

МЧС развозит уже российских граждан, жителей хутора Премиусский - он в двух километрах от границы, и поселка Заречный - он всего в трехстах метрах от госграницы.

К тому, что на улицах то и дело слышны взрывы, жители хутора Новоровинецкого уже привыкли. Государственная граница здесь проходит буквально по огородам. За речкой — территория Украины, на той стороне уже несколько недель идут бои.

"Если слышим, что уже начинает греметь, мы уже на огород не пойдем, а уж если бой стихает, то можно и лука нарвать", - говорит Татьяна Фаринкова.

Прямо над хутором на возвышенности закрепились украинские силовики, отсюда из гаубиц обстреливают ближайший погранпереход "Червогопартизанск-Гуково", и траектория, по которой летят снаряды, проходит как раз над жилыми домами.

Комбайнер Андрей Харчук из соседнего села едва не погиб в поле, снаряд с украинской территории попал неподалеку от его комбайна.

"Я ехал, а там взорвался снаряд. Жутко! Я сначала на землю упал, полежал 10 минут, потом сел в комбайн и поехал домой", - рассказывает Андрей Харчук.

Бои идут уже не в окрестностях российско-украинской границы, прямо на пограничной территории. Свидетелями очередного боестолкновения случайно стала и съемочная группа. Кадры сняты с российской стороны. И взрыв виден с автотрассы. Там, где рассеивается дым, только что разорвался снаряд. Трудно сказать, чья там территория - российская или украинская, но вообще-то это окрестности город Гукова, и до места взрыва максимум два километра.

В приграничных городах и селах Ростовской области все чаще звучат выстрелы и взрывы. Только за последнюю неделю с украинской стороны несколько раз обстреливали погранпереходы "Гуково", "Куйбышевский" и "Новшахтинский". В среду в одном из районов из-за обстрела эвакуировали жителей нескольких сел. В тот же день под минометный обстрел попал лагерь беженцев, который развернули в километре от границы. Люди, которых пришлось срочно вывозить из зоны обстрела, уверены, по ним вели прицельный огонь.

"Мы убегали как тараканы. Не знали, куда деваться. И утром там обстрел был, но мы не так переживали, а тут уже явно по городку били. Мы еще удивились: это, получается, российскую территорию обстреливают? Это война России что ли?" - говорит беженец из Луганска Сергей Кудинов.

Беженцев эвакуировали в палаточный лагерь неподалеку от Донецка, но и здесь по вечерам слышна отдаленная стрельба.

Жители города уже, похоже, привыкли к постоянной канонаде. В семье Воротынцевых на всякий случай собрали вещи, если придется эвакуироваться, времени на сборы не будет, говорит Ирина. На днях она едва не погибла во дворе собственного дома.

"Я никогда не знала, что такое трассирующие пули, мы с мужем под них и попали. Он меня оттолкнул, а они мимо меня прошелестели. После этого начали собираться", - говорит Ирина Воротынцева.

По ночам они пытаются заснуть, вздрагивая от каждого громкого звука, днем забыть ночной кошмар.

"Бомбят на границе, начиная с 1.30, потом в 3.30, а потом мы собираемся и идем на работу. Вот представьте, как работается потом?!" - говорит Ирина Воротынцева.

В соседнем доме пуля попала в оконную рама. С тех пор Наталья Тараненко боится заходить в квартиру на втором этаже. Вместе с мужем и детьми переехала в соседний квартал к родственникам, но и туда с украинской стороны долетают снаряды.

"Хотели спастись, там пересидеть, но и там небезопасно. Если бы траектория была чуть ниже, она бы попала в окно, а в комнате в тот момент была я и дети", - рассказывает Наталья Тараненко.

На соседней Балтийской улице до сих пор видны глубокие воронки и следы от осколков. Сосед Валентины Меркуловой погиб, когда во дворе его дома взорвалась мина.

"Я слышу стекла посыпались, вышла посмотреть, глянула, а он там на крышечке убитый лежит", - говорит Валентина Меркулова.

Запас консервов, воды, матрицы — семья Поволяевых уже неделю ночует в подвале. Во время очередного налета Марину едва не контузило, с тех пор при первых признаках приближающейся бомбежки они спешат в укрытие.

"Когда еще строил дом, в шутку говорил: может быть, спасет нас когда-нибудь от чего-нибудь. Ну так и получилось, в 21-м веке пришлось прятаться в подвал, внуков и детей сюда брать", - говорит Евгений Поволяев.

Впрочем, люди понимают, в подвале можно спрятаться от осколков и пуль, от прямого попадания снаряда даже такие толстые стены не спасут. И надеются, что когда-нибудь они снова вернуться к нормальной жизни.

 

 

 

Читайте также: