Газовые игры

Публікації

Украинский газовый сектор находится накануне больших перемен. Возможно, наиболее радикальных за всю свою историю. На фоне резкого обострения конфликта с Россией и официального прекращения поставок российского газа в Украину нынешние киевские власти планируют осуществить реформирование отрасли, полностью поменяв в ней правила игры. Однако, очевидно, не все намеченные планы будет просто реализовать, а последствия предложенных изменений выглядят достаточно противоречивыми.

Что можно достать из "третьего пакета"

В начале июня Кабинет Министров одобрил проект Министерства энергетики и угольной промышленности по разделению вертикально интегрированного государственного монополиста "Нафтогаз Украины" фактически на пять частей. Как было заявлено, эта реорганизация осуществляется в соответствии с требованиями европейского "третьего пакета" законодательных мер по либерализации внутреннего газового рынка. Провести данные реформы Украина обязывалась еще в 2010 году при вступлении в Энергетическое сообщество стран Юго-Восточной Европы. Кроме того, такое требование содержится в соглашении об ассоциации с Европейским Союзом.

На первом этапе уже утверждено решение о создании на базе "Укртрансгаза" двух публичных акционерных обществ – "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные газовые хранилища Украины". В дальнейшем предлагается выделить из "Нафтогаза Украины" добывающие предприятия "Укргаздобыча" и "Укрнафта", и приватизировать их, очевидно, оставив государству все долги, а также функции по закупке газа у украинских производителей и иностранных поставщиков и его оптовым продажам по регулируемым ценам. Пока что этот проект не был поддержан в Верховной Раде, однако его планируется снова вынести на рассмотрение парламента в начале июля, так что пока все возможно.

Безусловно, в предложенном варианте реорганизации наибольшую критику вызывает приватизация "Укргаздобычи" и "Укрнафты". Фактически она представляет собой тот самый дерибан "Нафтогаза", в намерении осуществить который обвиняла прежнее правительство тогдашняя оппозиция. Иронично, что сама став властью, она собирается сделать именно то, за что критиковала своих предшественников, причем в еще более откровенной форме. Более того, многие СМИ уверенно называют уже и главного претендента на эти активы в лице группы "Приват".

Конечно, выступая за приватизацию "Укргаздобычи", власти заявляют, что преследуют благие цели. Государственная компания, на долю которой в январе-мае 2014 года пришлось почти 75% добычи газа в стране (без учета "Черноморнефтегаза"), в последние годы сокращает производство из-за хронического недоинвестирования. Предполагается, что частный инвестор станет вкладывать необходимые средства в повышение эффективности добычи на старых месторождениях, разведку и освоение новых. Кроме того, сейчас в Украине рентные платежи для частных газодобывающих компаний почти в 13 раз выше, чем для государственных, так что приватизация "Укргаздобычи" принесет бюджету дополнительные поступления, исчисляющиеся в миллиардах гривен в год.

Однако на самом деле нынешняя убыточность "Укргаздобычи" объясняется исключительно предельно низкими закупочными ценами, по которым она продает добытый газ "Нафтогазу Украины". В настоящее время они составляют всего лишь 349 грн./тыс. куб. м (менее 30 долл. по нынешнему курсу), что не покрывает даже себестоимость. Руководство компании просит НКРЭ поднять эту цену до 780 грн. (около 66 долл.), что позволит ей хоть как-то сводить концы с концами.

По оценкам компании "Ньюфолк", при условии достаточных инвестиций в украинскую газодобычу ее объем можно будет увеличить как минимум на 4 млрд куб. м в год за четыре года. Причем около 1,5 млрд куб. м прироста будет приходиться на "Укргаздобычу", которой требуются капиталовложения на уровне порядка 4 млрд грн. в год. Частники же, уже имеющие возможность напрямую продавать газ промышленным потребителям по высоким рыночным ценам, по итогам первых пяти месяцев текущего года увеличили производство на 54% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а к 2018 году, по прогнозу "Ньюфолка", смогут добиться еще двукратного роста.

В последнее время в ряде украинских СМИ проводится кампания, смысл которой заключается в том, что нужно поднимать цены на газ для "Укргаздобычи", чтобы стимулировать его производство. При этом главным тормозом для развития отрасли называются вопиюще низкие тарифы для населения и теплоэнергетики. Действительно, осуществленное с 1 мая повышение компенсировало лишь девальвацию гривны. В долларах цены изменились не более чем на 10%. Чтобы добиться паритета хотя бы со странами Восточной Европы, их нужно еще поднять не менее чем в 4 раза в долларовом исчислении.

Подъем закупочных цен для "Укргаздобычи" либо полная отмена ограничений после приватизации, очевидно, сделают эту компанию весьма прибыльной. В то же время все расходы на субсидии для населения, значительная часть которого, очевидно, не потянет европейские тарифы, лягут на государство. Такая практика называется приватизацией доходов и национализацией убытков и не считается полезной для страны.

Но если продажа "Укргаздобычи" вполне может быть отложена в долгий ящик, то второе основное направление украинской газовой реформы пока не вызывает такого противодействия. Да, многие специалисты заявляют о необоснованности выделения в отдельные компании газотранспортной системы Украины и подземных газохранилищ, являющихся их неотъемлемой частью. Также вызывают некоторые сомнения планы премьер-министра Арсения Яценюка о создании совместных предприятий – операторов ГТС и ПХГ с 49% участием европейского или американского капитала. Однако, по крайней мере, в этих планах можно усмотреть стройную систему.

Пересечение потоков

Итак, чего хотят добиться власти, продвигая реформу газотранспортного сектора? Прежде всего, постулируется, что отрасль начнет работать по европейским правилам. Как заявляет премьер-министр Яценюк, в соответствии с этими планами российский газ должен будет приобретаться западными компаниями на российско-украинской границе и затем транспортироваться по ГТС Украины, очевидно, с уплатой рыночного, то есть более высокого, чем сейчас, тарифа на перекачку. При этом, похоже, рассматривается вариант с приобретением российского газа не у "Газпрома", а у европейских посредников, к которым российская газовая монополия априори будет относиться более лояльно.

Крупнейшие подземные газохранилища, которые будут признаны стратегическими, перейдут в собственность нового акционерного общества и под управление совместного предприятия-оператора. Судя по всему, предусматривается, что вопрос об обеспечении зимних поставок газа перейдет в ведение его покупателей, что логично – они ведь будут получать купленный газ уже в Украине. Таким образом, европейские компании должны будут сами заниматься закачкой газа в ПХГ и, соответственно, платить за его хранение.

Средства на модернизацию ГТС Украины в такой схеме планируется получить у иностранного инвестора, который приобретет 49% акций компании-оператора. Вернуть эти инвестиции, очевидно, можно будет за счет повышения платы за транзит. При этом в правительственном законопроекте прямо указано, что партнером в совместном предприятии может быть только европейская или американская компания, что гарантирует неучастие в данном проекте "Газпрома" и его дочерних структур. Как заявил Арсений Яценюк, благодаря вхождению своего капитала в ГТС Украины Евросоюз и США будут заинтересованы в сохранении максимальных объемов транзита российского газа через Украину и поэтому обязательно потопят конкурирующий российский проект "Южный поток".

Все это, конечно, очень хорошо выглядит на бумаге, но здесь хватает и своих оврагов. То, что планы украинских властей нарушают действующий договор с Россией, очевидно, можно даже не упоминать. Все равно этот контракт планируется отменить в Стокгольмском арбитраже. Тем не менее следует учитывать, что "Газпром", чей газ, собственно, и идет по украинской ГТС, согласится на такой вариант только при условии полной капитуляции России перед США. Пожалуй, основывать на этом допущении долгосрочную государственную политику еще рано.

Однако серьезные проблемы могут возникнуть и при поиске потенциального западного инвестора, который согласится вложить суммы, исчисляемые миллиардами долларов, в модернизацию ГТС и ПХГ в обмен на 49% пакет в управляющей компании, которая будет только арендовать данные активы. Разговоры о создании консорциума по управлению ГТС Украины с участием европейского бизнеса ведутся с 2003 года, но за это время ни одна компания не проявила особого интереса к этому проекту. А между тем ранее речь шла о гораздо больших объемах транзита, и, соответственно, доходов от него, чем теперь.

Главная трудность здесь заключается в том, что украинские власти ведут дела исключительно с Европейской комиссией в Брюсселе, чьи устремления далеко не всегда совпадают с интересами национальных правительств и европейских энергетических компаний, которых, кстати, больше устраивает сохранение существующего сейчас порядка с поставками российского газа. Конечно, возможен вариант с вхождением в ГТС Украины какого-либо крупного независимого европейского газопроводного оператора, но их финансовые ресурсы совершенно недостаточны для реализации крупных инвестиционных проектов. Американский же капитал может оказаться больше заинтересованным в максимальном ограничении поставок российского газа в Европу, в том числе и путем блокирования ГТС Украины, чем в поддержании украинского транзитного маршрута.

Впрочем, сейчас перед украинскими властями стоит более насущная проблема, чем реорганизация "Нафтогаза", – обеспечение функционирования экономики и коммунального сектора без российского газа, поставки которого были прекращены с 16 июня. Судя по тому, что вице-премьер Владимир Гройсман распорядился начать подготовку к проведению отопительного сезона без импорта газа из России, правительство не надеется на достижение компромисса в обозримом будущем.

Пока что добываемого в Украине газа и небольших объемов, поступающих из Европы, хватает для покрытия минимальных летних потребностей, тем более что падение промышленного производства в стране, очевидно, способствовало сокращению спроса. Во всяком случае "Газпром" подтверждает выполнение Украиной транзитных обязательств. Но осенью все изменится.

В ПХГ Украины, как сообщает "Нафтогаз", содержится около 14 млрд куб. м газа, которого хватит только до декабря. При этом восполнить дефицит в случае резких похолоданий в январе-марте будет очень сложно по чисто техническим причинам. Рассчитывать же на существенное расширение поставок из Европы в обозримом будущем не приходится. Основные надежды сейчас возлагаются на Словакию, откуда с 1 сентября должны начаться поставки в объеме до 27 млн куб. м в день или около 8 млрд куб. м в годовом эквиваленте. Но это, скорее всего, будет все тот же российский газ, который, прежде чем попасть в Словакию, должен будет пройти транзитом по территории Украины.

Не зря в середине июня киевские власти вспомнили о прошлогоднем проекте Адриатического газового коридора, по которому в Украину мог бы поступать газ с хорватского LNG-терминала на острове Крк. Однако этот терминал еще, во-первых, необходимо построить, во-вторых, проложить реверсный газопровод в Украину, а, в-третьих, нет никакой гарантии, что этот газ в конечном итоге окажется дешевле российского.

Поэтому Кабмин инициировал законопроект "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе", которым в случае прекращения или ограничения поставок энергоносителей в Украину (то есть формально уже сейчас) предусматривается принятие чрезвычайных мер наподобие ручного распределения энергоресурсов Министерством энергетики, принудительной скупки газа у отечественных производителей по неопределенным пока ценам, конфискации газа из ПХГ и отключения промышленных потребителей. Можно также понять, что законопроект допускает и возможность отбора предназначенного для Европы газа из транзитной трубы, что может привести к серьезному конфликту уже с Евросоюзом. Этот проект не был поддержан в Верховной Раде, но не снят с повестки дня.

Так или иначе, у Украины есть максимум два с половиной – три месяца для решения проблемы с поставками российского газа. При этом очевидно, что разбирательство в Стокгольме займет гораздо больше времени. В любом случае, затягивание конфликта чревато для Украины большими проблемами. Как некогда писал китайский полководец и мыслитель Сунь Цзы, основоположник искусства стратегии, война любит победу и не любит продолжительности. И в конечном итоге даже может оказаться, что если газовую войну быстро не выиграть, ее будет выгоднее быстро проиграть, чтобы минимизировать потери для отечественной экономики и населения страны.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢