Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один православный читатель и мой друг прислал мне статью из New York Times, которую он очень точно назвал «тошнотворной». Там сообщается, что некоторые русские православные священники помогают и потворствуют повстанцам Новороссии на востоке Украины. Это позор и безобразие, когда церковь подчиняется государству и идет по пути националистического насилия.

Один православный читатель и мой друг прислал мне статью из New York Times, которую он очень точно назвал «тошнотворной». Там сообщается, что некоторые русские православные священники помогают и потворствуют жестоким повстанцам Новороссии на востоке Украины. Вот выдержки:

Русская православная церковь, как и Кремль, настойчиво отвергает свою причастность к подстрекательству и к оказанию помощи сепаратистам на Украине. Но когда Славянск и прочие захваченные пророссийскими повстанцами города пали под натиском наступающих украинских войск на востоке (потом наступление захлебнулось), стало появляться все больше свидетельств о тесных связях между церковью, или по крайней мере, между отдельными православными священниками и пророссийским ополчением.

«Они действовали рука об руку», — заявил проукраинский редактор небольшой местной газеты Виктор Бутко. Во время длившейся почти три месяца оккупации Славянска повстанцы закрыли эту газету. По словам Бутко, священники православной церкви в центре города часто благословляли боевиков и разрешали им хранить боеприпасы на территории храма.

Начав в апреле свои действия по захвату территорий, пророссийские повстанцы неоднократно меняли политические программы, не зная, что им точно нужно: сделать восточную Украину частью России, независимым государством или украинской автономией в составе федеративного государства.

Но все это время лидеры сепаратизма объявляли себя хоругвеносцами «Святой Руси». Это богословская концепция сродни идее о царстве небесном. Так в древние века называли государство, включавшее территорию сегодняшней Украины, Белоруссии и западной части России.


А вот еще:

Главными объектами нападок стали христиане, проявляющие демонстративное неподчинение к московской церкви с ее претензиями на религиозное первенство, а также подозреваемые в связях с Западом.

«Их логика проста: вы американская церковь, а Америка наш враг, и поэтому мы должны убивать вас», — заявил протестантский пастор Дудник. В его центре никого не убил, добавил он, однако подчеркнул, что повстанцы расстреляли четверых христиан-протестантов из другой церкви Славянска.

Пророссийские боевики схватили этих четверых в июне на Троицу после службы в церкви Преображения Господня и увезли на допрос. Позже их нашли мертвыми в сожженном автомобиле. Государственная радиостанция «Голос России» вопреки всем имеющимся свидетельствам заявила, что этих людей убили украинские военные.

Зачинщики восстания, и прежде всего бывший российский офицер-разведчик Игорь Стрелков, занимают радикальные позиции в православных традициях, которые пропитаны ксенофобией, страстным ожиданием второго пришествия Христа и верой в то, что у России есть право и обязанность управлять землями Святой Руси.


Это позор и безобразие, когда церковь подчиняется государству, и когда она клянется в верности национализму и особенно националистическому насилию. Как православный верующий я скорблю и молюсь за тех протестантов и прочих людей, которых преследуют эти русские православные джихадисты.

Я сейчас читаю классическое исследование истории русской культуры Джеймса Биллингтона (James Billington) «Икона и топор». Я впервые открыл эту книгу после того, как прочел ее в школе, и теперь она мне понятна намного больше. Идеи славянофильского национализма, или концепции о том, что Россия несет спасение всему миру, очень глубоко укоренилась в русском характере. Большевики материализовали эту идею в ее марксистско-ленинском понимании, но они работали уже с готовым материалом. Что бы это ни было, это не Благая весть. Православные священники по обе стороны конфликта должны бороться за мир и примирение, а не за войну и не за гонения на братьев-христиан из других церквей. Какое ужасное свидетельство миру. Если таково православное христианство, разве можно винить людей в том, что они очень резко его осуждают?

По этой причине, как мне кажется, православным христианам важно выступить против такого поругания веры и церкви. Мы ждем этого от мусульман, когда джихадисты ведут войну во имя ислама. Мы, православные христиане, обязаны делать это сами, когда наши собственные самозваные борцы за веру ведут войну во имя православия — и особенно против братьев-христиан, включая единоверцев из православной церкви. Я не понимаю, как объединенная в результате такой тактики Русь сможет претендовать на звание «святой».

Скажу честно, я не знаю, как можно и должно урегулировать конфликт на Украине. Я не занимаю чью-то сторону. Я вспоминаю трогательные снимки с Майдана, где православные священники становились между протестующими и милицией, отчаянно пытаясь сохранить мир. И мне кажется, что именно так должны поступать священники и монахи по обе стороны гражданской войны. В Киеве есть собор святого равноапостольного князя Владимира, построенный в середине XIX века по просьбе московского патриарха в ознаменование 900-й годовщины крещения Руси, когда там в качестве религии князем Владимиром было принято православное христианство. Нравится им это или нет, но украинцы и русские это братья. И именно об этом должна напоминать им церковь вместо того, чтобы разжигать войну. А если браться все равно намерены воевать, то церковь должна как минимум запретить им использовать свое имя и имя Христа в качестве лозунга этой войны.

Примечание. Прошу не считать эту статью выражением поддержки украинской стороне. Это просто выражение жалобы и протеста против того, что некоторые священники и монахи участвуют в «священной войне».